Семья. Семейные ценности
и традиции
(классный час с родителями в VIII классе)
Фисун Надежда Степановна,
учитель, выполняющий обязанности
классного руководителя VIII класса
государственного учреждения образования
«Коровчинская средняя школа»
ЦЕЛЬ: формирование представлений о семье, ее значении в жизни человека, потребности в изучении и сохранении традиций своей семьи.
ЗАДАЧИ:
укреплять авторитет семьи, базовые семейные ценности;
воспитывать уважение детей к близким и родным людям;
ориентировать учащихся на создание крепкой, дружной семьи;
воспитывать умение слушать, высказывать свое мнение, соотнесенное с точкой зрения другого человека;
осуществлять духовно-нравственное воспитание.
МЕТОДЫ: словесный – беседа, сообщения учащихся; творческий – чтение стихов, создание ромашки с пожеланиями; игровой – игра «составь из данных слов пословицу о семье», проектный - подготовка проекта «Моя семья».
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: открытый диалог с элементами игры.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, проектор, экран, презентация.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Организационный момент
Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости!
Я рада вас приветствовать на нашем классном часе.
Постарайтесь, пожалуйста, не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть. Пусть ваши сердца почувствуют доброту и радость от нашего общения. Основное правило нашего разговора – отстаивая своё мнение, не забываем уважать мнение другого.
-Сегодня, мы будем говорить о самом важном, что есть в жизни каждого человека.
Моя семья (читает ученик)
Хорошо спокойно в доме:
Вместе вся моя семья.
О веселом, добром гноме
Слышу снова сказку я.
Ее мама мне читает,
Может быть, сто первый раз
Сердце бьется, сердце тает:
«Что случится там сейчас?»
Шелестит мой дед газетой.
Папа смотрит свой футбол.
Не пойму: иль здесь, иль где-то,
Слышно радостное: «Гол!»
В кресле, спицами играя,
Чудо бабушка творит.
Во дворе собака лает,
Кот у ног моих лежит.
Я сижу, шалить не смею:
Так тепло, уютно мне.
Зайчик солнечный несмело
Притаился на стене.
II. Сообщение темы и вводная беседа
-Сегодня мы поговорим о семье, о ее значении в жизни каждого человека, о семейных ценностях, которые помогают семье устоять перед любыми жизненными трудностями, семейных традициях.
Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «родина». История его идет от слова «семя». Маленькое семя, посаженное с любовью, дает свои всходы. И для того, чтобы семя взошло, нужно жить в любви и согласии. И если ты так будешь жить, у тебя появятся замечательные и нежные плоды – это дети.
Существует такая заповедь – наказ: «Почитай мать и отца своего и будет тебе счастье, и будешь ты долго жить». И если все это исполнилось, значит, семя дало положительные всходы, которые разрастаются и получается настоящая семья.
III. Работа по теме занятия
- Так что же такое СЕМЬЯ? (СЛАЙД 2)
Словарная работа. Определение записано на слайде.
СЕМЬЯ - группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.Вы согласны? Кто хочет предложить свой вариант определения «семья»? (Ответы цчащихся.)
(СЛАЙД 3)
В современной научной литературе СЕМЬЯ определяется как «…малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях; объединенная общностью быта и ведением хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей».
ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ СЕМЬИ ДОРОЖЕ?(читает ученик)
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле.
(СЛАЙД 4-5)
ИГРА: «СОСТАВЬТЕ ИЗ ДАННЫХ СЛОВ ПОСЛОВИЦУ О СЕМЬЕ»
- Как вы их понимаете? (Ответы учащихся)
- На что лад в семье, коли клад.
На что клад, коли в семье лад.
- Семья холодно – ней печка: как, собираются все к.
Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.
- Семья на душа месте вместе – вся.
Семья вся вместе – душа на месте.
- Человека без семьи трудно считать вполне счастливым. Действительно, почему для человека так важна семья. (Ответы учащихся)
В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали. Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя? Приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные. Семья очень важна для каждого человека, но не только, семья – это основа общества, но и нравственные ориентиры.
(СЛАЙД 6)
Вы - дети, и наше будущее и будущее страны зависит от вас и поэтому так важно уже сейчас выбрать правильные ориентиры в жизни. Доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, взаимоуважение, чувство взаимопомощи. Это и есть семейные ценности. Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться. Что же может объединять семью?
- Я расскажу вам одну легенду.
В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная, 100 человек, и в ней царил мир, любовь и согласие. Молва долетела об этом до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что это правда, то он спросил старца, главу семьи:
«Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг, друга?»
Тогда старец взял бумагу, написал на ней сто слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было сто раз написано одно и то же слово.
- Как вы думаете, какое это слово? (Ответы учащихся: "понимание").
- Послушаем притчу о счастливой семье. (рассказывает ученик)
В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах и, выясняя, кто из них прав, а другие дружно живут ни ссор у них, ни скандалов. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:
– Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.
Пришел тот к соседскому дому, притаился под открытым окном. Наблюдает. Прислушивается. А хозяйка как порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.
Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. "Ох, что сейчас будет!", – думает сосед.
Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:
– Прости, дорогой. Я виновата. Так неаккуратно вазу поставила.
– Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.
…Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:
– Ну что ты так долго? Посмотрел?
– Да!
– Ну и как там у них?
– У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.
- Как вы понимаете эту притчу? (Ответы учащихся)
Счастливая семья прежде всего та, которая не ищет виноватых на стороне!!!
Крепка бывает та семья.
Где нету места букве Я,
Где правит только слово МЫ,
Где есть совместные мечты.
ГРУППОВАЯ РАБОТА
Создание проектов:
1 группа (учащиеся) – «Правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию». (Нужно исправить ошибки в правилах.)
Правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию
1. Не ставь интересы других людей выше собственных.
2. Будь предан своей семье, ищи возможности предать ее.
3. Будь не верен и не надежен.
4. Уважая других людей, уважай себя.
5. Не терпимо относись к чужим точкам зрения.
6. Воспринимай людей как не равных себе.
7. Не учись сопереживать другим, ставя себя на их место.
8. Умей прощать и будь обидчив.
9. Живи в ссоре с самим собой и другими людьми.
10. Не проявляй чуткость.
11. Будь уверен в себе и не достоин своего дома.
12. Будь свободен ото лжи и обмана.
13. Не умей контролировать свои желания и поступки.
14. Стремись все делать как можно хуже.
15. Не делай первым шаг навстречу, если возникает ссора или конфликт.
(СЛАЙД 7)
Правила жизни, выполнение которых ведет к взаимопониманию (исправленный вариант)
1. Ставь интересы других людей выше собственных.
2. Будь предан своей семье, избегай возможности предать ее.
3. Будь верен и надежен.
4. Уважая других людей, уважай себя.
5. Терпимо относись к чужим точкам зрения.
6. Воспринимай людей как равных себе.
7. Учись сопереживать другим, ставя себя на их место.
8. Умей прощать и не будь обидчив.
9. Живи в согласии с самим собой и другими людьми.
10. Проявляй чуткость.
11. Будь уверен в себе и достоин своего дома.
12. Будь свободен ото лжи и обмана.
13. Умей контролировать свои желания и поступки.
14. Стремись все делать как можно лучше.
15. Делай первым шаг навстречу, если возникает ссора или конфликт.
2 группа (родители)– «Качества хорошей семьи»
Соотнесите слова с левого слова со словами правого столбика
- Сопереживание
|
А.Умение принимать человека таким, какой он есть
|
- Равенство
|
Б.Нежная забота друг о друге
|
- Поддержка
|
В.Уважение и благодарность
|
- Толерантность
|
Г.Умение адаптироваться, если того требуют обстоятельства
|
- Компромисс
|
Д.Смех поддерживает физическое и психологическое здоровье
|
- Признание
|
Е.Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте
|
- Приспособляемость
|
Ж.Преданность друг другу
|
- Любовь
|
З.Вдвоем вы способны на многое
|
- Верность
|
И.Нужно всегда находить время для того, чтобы побыть вместе
|
- Умение слушать
|
К.Чуткое отношение друг к другу
|
- Юмор
|
Л.Чувство безопасности и уверенности
|
- Доверие
|
М.Предполагает, что вы считаетесь с интересами друг друга
|
- Нежность
|
Н.Прислушиваться друг к другу
|
- Совместное времяпрепровождение
|
О.Умение уступать друг другу
|
(СЛАЙД 8)
ПРОВЕРКА:
1- Е 2- М 3 – З 4 – А 5 – О 6 – В 7 – Г
8 – Б 9 – Ж 10 – Н 11 – Д 12 – Л 13 – К 14 - И
ХОРОШАЯ СЕМЬЯ (читает ученик)
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Семьи все разные. Каждая семья отличается своим укладом, привычками, обычаями, атмосферой, традициями.
- А что означает слово традиция? (Ответы учащихся)
(СЛАЙД 9)
Словарная работа
ТРАДИЦИЯ - от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.
- Для чего нужны семейные традиции? (Ответы учащихся)
- Чтобы семья была крепкой и дружной.
- А знаете ли вы, какой уклад был у семей в древние времена?
Сообщение учащегося
Давным-давно в стране, где мы живем, не было ни огромных городов с красивыми домами, ни больших сел. Были густые леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек стояли деревни. Там жили славяне, так тогда назывались наши предки. Каждая семья – отец, мать, дети – жила в своей избе отдельно от других семей.
Избу крестьянин обычно строил сам. Центральное место в избе занимала печь. Печь в крестьянской семье любили все. Она не только кормила всю семью. Она грела дом, там было тепло и уютно даже в самые лютые морозы. На печи спали дети и старики. Молодым и здоровым на печи лежать не разрешалось. О лентяях говорили: «Он на печи протирает кирпичи». Главный угол в крестьянской избе назывался «красный угол». Обеденный стол по православному обычаю всегда ставился в красном углу. За столом вся семья «трапезничала» - принимала пищу. Стол обычно накрывался скатертью. На столе всегда стояла солонка, и лежал каравай хлеба: соль и хлеб были символами благополучия и достатка семьи. Большая крестьянская семья за столом рассаживалась согласно обычаю. Почетное место во главе стола занимал отец. Справа от хозяина на лавке сидели сыновья. Левая лавка была для женской половины семейства. Хозяйка к столу присаживалась редко, да и то с краю лавки. Она хлопотала у печи, подавала на стол еду. Дочери ей помогали. Усевшись за стол, все ждали, когда хозяин скомандует: «С Богом, начали», и только после этого начинали есть. За столом нельзя было громко разговаривать, смеяться, стучать по столу, вертеться, спорить. Особенно почтенно крестьяне относились к хлебу. Хозяин отрезал от каравая и раздавал каждому его долю хлеба. Ломать хлеб было не принято. Если хлеб падал на пол, его поднимали, целовали, просили у него прощения. Соль тоже почитали. Ее подавали к столу в красивых плетеных или деревянных «солонцах». Гостеприимство было правилом русской жизни, обычаем, который русские люди соблюдают до сих пор. «Хлеб да соль», - так приветствуют хозяев люди, вошедшие в дом во время принятия пищи.
Семьи у крестьян были большие и дружные.
Многодетные родители с любовью и заботой относились к своим детям. Отец наставлял сыновей, а мать обучала дочерей. Отец обучал сына ездить верхом и управлять лошадью, пасти стадо, пахать, боронить, молотить. К 15-16 годам сын превращался в главного помощника отца, работающего наравне с ним.
Девочки учились делать тряпичных кукол, шить для них наряды, прясть, плести из кудели косы, украшения, шить головные уборы, готовить еду, воспитывать младших братьев и сестер. Постепенно к девочке приходило осознание того, что она - будущая хозяйка, которая может выполнять все женскую работу.
Таким образом, в крестьянских семьях, вырастали «добры молодцы» отцовы помощники. Да «красны девицы» - умелицы – рукодельницы, которые, взрослея, передавали мастерство своим детям и внукам.
(СЛАЙД 10)
-Семейные традиции — это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.
Семейные традиции – это…
В ходе работы составляется кластер «Семейные традиции»
1.Родословная. Издавна одной из традиций русской семьи считалось составление своей родословной. Раньше незнание своих предков приравнивалось к отсутствию образования. Сейчас эта традиция возрождается, люди хотят больше узнать о своих предках и передать это своим детям и внукам.
2.Семейные династии. Издавна на Руси представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии пекарей, гончаров, портных, строителей, военных. И в наше время встречаются династии учителей, артистов, врачей, военных, т.д. ( А вы знаете такие примеры?)
3.Наши имена. Человек при рождении получает имя. И нередко ребенка называют в честь родственников - бабушки, дедушки, тети и т.д. (Кого из вас назвали в честь кого-то?)
4.Семейный альбом.
«Семейный альбом»
Я квартиру поставил вверх дном, я искал наш семейный альбом,
Потому что узнать невтерпеж, на кого же я больше похож.
Это папа, совсем молодой, без усов и какой-то худой,
Это мама на речку пошла, мама маленькой тоже была?
А тут бабушку вижу мою, я бабулю ужасно люблю.
От меня ей особый почет – она булочки вкусно печет.
Здесь на фото и дедушка мой, он всегда поиграет со мной,
Он меня на колене качал, лучше дедушки я не встречал.
А вот это – мой братик Сережа, на меня как две капли похожий,
И вообще, я заметил: родня – словно всех срисовали с меня!
Во время войны солдаты бережно хранили фотографии своих любимых и родных и носили с собой повсюду как самое ценное. Человек жив, пока о нем помнят. Фотографии оставляют память о самых близких людях и событиях. (Показать старые семейные фотографии)
5.Семейные реликвии. Часто в семье из поколения в поколение передаётся какая – то ценная вещь (кольцо, картины и др.)
6.Семейные праздники – традиционно с застольем и угощением, песнями. У каждой семьи свои обычаи и праздники. День рождения, Новый год, День свадьбы, т.д. (А какие вы знаете старинные праздники и обряды? (например, свадьба, Масленица.) (Какие праздники и обычаи бытуют в вашей семье?)
7.Кулинарные традиции. В каждой семье любят готовить свои блюда. Раньше на Руси готовили простую еду. (Есть ли в вашей семье какой-то свой фамильный рецепт?)
Если представить семью в виде дерева, то крона – это вы, наше будущее, то что радует глаз, ветви – ваши родители, ствол - ваши предки. А корни - это, что держит крону, это традиции.
(СЛАЙД 11)
Беседа о празднике Семьи:
Международный день семей празднуется 15 мая. Этот праздник был учрежден Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году. Ежегодно 8 июля в нашей стране отмечается День семьи, любви и верности.
Он посвящен памяти святых Петра и Февронии Муромских. В православной традиции они считаются покровителями супружеской верности, любви и семейного счастья. Символом дня семьи считается ромашка.
(СЛАЙД 12)
Сообщение учащегося
В отличие от католического Дня Влюбленных - Дня Святого Валентина, православный День Петра и Февронии - день супружеской любви и семейного счастья. Отмечают его 8 июля (25 июня по старому стилю).
По преданию Петр, младший сын Муромского князя, расправился со змеем-демоном, приходившего в человеческом обличье к снохе Петра блудить. Зарубив оборотня, сам Петр получил тяжелое кожное заболевание.
Феврония, дочь бортника, была девушкой мудрой, она общалась с животными и лечила травами. Когда Петр узнал о способностях девушки, то пообещал в случае исцеления на ней жениться. Однако слово своё не сдержал. Только со второго раза, после того как был вылечен вернувшийся недуг, князь женился на простолюдинке.
Много испытаний выпала на долю Петра и Февронии. Сила любви помогала им одолеть зависть, ненависть и коварство. Они жили долго и счастливо, и княжили в Муроме на радость своим подданным.
В старости супруги приняли монашеский постриг и молили Бога, чтобы им умереть в один день. Завещав положить их тела в одном гробу, они, и правда, скончались в один день и час 25 июня 1228 года. Сочтя погребение в одном гробе для монахов не по канонам, их тела положили раздельно. На следующий день они оказались вместе. А в 16 веке супругов причислили к лику православных святых.
День Петра и Февронии - это праздник влюблённых
Петр и Феврония обладали любовью, наполненной необыкновенным духовным содержанием. На такой любви держится мир. Именно этим святым молились наши предки, прося благословения на вступление в брак.
- Запомните, что 8 июля – День семьи, любви и верности.
IV. Закрепление
Тест «Семья»
Подумай, и ответь:
1. В каком месяце отмечается Международный день семьи?
а) май;
б) июнь;
в) август;
г) сентябрь.
Отмечается ежегодно 15 мая, начиная с 1994 год, провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН.
2. Какое выражение стало символом большой семьи?
а) трое в лодке;
б) четверо за компьютером;
в) пятеро в ванной;
г) семеро по лавкам.
3. Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам, «тридцать три родных сестрицы». Что это за семья?
_____________________________
(Алфавит.)
4. Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного родственника?
________________________________________
(Мать-и-мачеха)
5. О какой игрушке эта цитата из энциклопедии: «Она олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею единства»?
_______________________________________
(О матрёшке)
6. Как звучит «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное поведение от отца или матери?
________________________________________
(«Яблоко от яблони недалеко падает»)
7. Какую погоду не в силах предсказать синоптики?
_________________________________________
(В доме, семейный климат)
8. Раньше, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки стола лыковой верёвкой. Что символизировал этот новогодний обычай?
_________________________________________
(Это означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не должна разлучаться.)
V. Итог занятия
Каждая семья - уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. Я думаю, у каждого из вас есть желание жить в крепкой, дружной и благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.
- Ребята, а наш класс можно назвать семьёй? (Ответы учащихся)
В какой-то степени можно. Каждый из вас является её частичкой. Мы должны относиться друг к другу, как в семье заботливо, по-доброму, с пониманием. И тогда наш класс станет дружной семьёй, и как в хорошей семье, в нем будут царить любовь и взаимопонимание.
Я предлагаю сделать ромашку символом нашей семьи. Давайте выйдем все к доске и пожелаем нам и нашим гостям здоровья и счастья их семьям.
(СЛАЙД 13)
Финальная песня. «Родительский дом» (Дети раздают под песню гостям ромашки с пожеланиями).
раскрыть » / « свернуть