Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Информация для учащихся

Тест на профориентацию: Кем работать?

Вашему вниманию предлагается тест, ориентированный на измерение ваших интересов, важных для выбора профессии, специальности, должности. В этом тесте нет «правильных» и «неправильных» ответов; любой выбранный вами ответ свидетельствует о тех или иных ваших предпочтениях и то, что для одной профессии неприемлемо, для другой может очень даже пригодиться. Старайтесь как можно реже выбирать второй вариант («затрудняюсь ответить»), поскольку это может снизить точность полученных результатов.

1. Работа, связанная с учетом и контролем, – это довольно скучно.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет

2. Я предпочту заниматься финансовыми операциями, а не, например, музыкой.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет

3. Невозможно точно рассчитать, сколько времени уйдет на дорогу до работы, по крайней мере, мне.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет

4. Я часто рискую.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет

5. Меня раздражает беспорядок.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет

6. Я охотно почитал(а) бы на досуге о последних достижениях в различных областях науки.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет

7. Записи, которые я делаю, не очень хорошо структурированы и организованы.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет

8. Я предпочитаю разумно распределять деньги, а не тратить все сразу.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет

9. У меня наблюдается, скорее, рабочий беспорядок на столе, чем расположение вещей по аккуратным «стопочкам».
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет

10 Меня привлекает работа, где необходимо действовать согласно инструкции или четко заданному алгоритму.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет

11. Если бы я что-то собирал(а), я бы постарался(ась) привести в порядок коллекцию, все разложить по папочкам и полочкам.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет

12. Терпеть не могу наводить порядок и систематизировать что бы то ни было.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет

13. Мне нравится работать на компьютере – оформлять или просто набирать тексты, производить расчеты.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет

14. Прежде чем действовать, надо продумать все детали.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
 
15. На мой взгляд, графики и таблицы – очень удобный и информативный способ предоставления информации.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет

16. Мне нравятся игры, в которых я могу точно рассчитать шансы на успех и сделать осторожный, но точный ход.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет

17. При изучении иностранного языка я предпочитаю начинать с грамматики, а не получать разговорный опыт без знания грамматических основ.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
 
18. Сталкиваясь с какой-либо проблемой, я пытаюсь всесторонне ее изучить (ознакомиться с соответствующей литературой, поискать нужную информацию в интернете, поговорить со специалистами).
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет

19. Если я выражаю свои мысли на бумаге, мне важнее...
1. Логичность текста
2. Затрудняюсь ответить
3. Образность изложения

20. У меня есть ежедневник, в который я записываю важную информацию на несколько дней вперед.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет

21. Я с удовольствием смотрю новости политики и экономики.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет

22. Я бы хотел(а), чтобы моя будущая профессия
1. Обеспечивала меня нужной порцией адреналина
2. Затрудняюсь ответить
3. Давала бы мне ощущение спокойствия и надежности
 
23. Я доделываю работу в последний момент.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
 
24. Взяв книгу, я всегда ставлю ее на место.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет

25. Когда я ложусь спать, то уже наверняка знаю, что буду делать завтра.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет

26. В своих словах и поступках я следую пословице «Семь раз отмерь, один – отрежь».
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет

27. Перед ответственными делами я всегда составляю план их выполнения.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет

28. После вечеринки мытье посуды я откладываю до утра.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет

29. Я серьезно отношусь к своему здоровью.
1. Да
2. Затрудняюсь ответить
3. Нет
 
30. Когда у меня что-то не получается, я...
1. Терпеливо стараюсь найти решение
2. Затрудняюсь ответить
3. Начинаю нервничать и злиться

Для обработки результатов тестирования воспользуйтесь приведенной таблицей. В столбцах приведены номера вопросов (от 1 до 30), в строчках – варианты ответов (первый, второй и третий). В клетках таблицы – балл, который начисляется за выбор соответствующего варианта для каждого вопроса. Подсчитайте количество набранных вами баллов (максимальное количество – 60; минимальное – 0 баллов).

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Ответ 1

0

2

0

0

2

2

0

2

0

2

2

0

2

2

2

2

2

2

2

2

2

0

0

2

2

2

2

0

2

2

Ответ 2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Ответ 3

2

0

2

2

0

0

2

0

2

0

0

2

0

0

0

0

0

0

0

0

0

2

2

0

0

0

0

2

0

0

От 49 до 60 баллов
Вы показали высокий интерес к знаковым системам – это условные знаки, цифры, коды, естественные и искусственные языки. Вы могли бы найти себя в профессиях, связанных с созданием и оформлением документов (на родном или иностранном языке), делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием, перекодированием (корректор, секретарь-референт, технический редактор, таможенный декларатор, архивариус, нотариус); числами, количественными соотношениями (экономист, программист, бухгалтер, статистик, демограф, математик), системами условных знаков, схематическими отображениями объектов (чертежник, картограф). Вам интересна кажущаяся многим скучной и монотонной работа с бумагами, цифрами, буквами, документами и т.п. – организация, упорядочивание, анализ, контроль и пр. Вы принимаете решение, тщательно рассмотрев ситуацию и взвесив альтернативы, что делает вас незаменимым в бизнесе, управлении, науках. Однако с вашим самоконтролем, вам не хватает непосредственности (и даже импульсивности), необходимой представителям сферы искусства. Кроме того, могут возникать трудности из-за неумения расслабляться, поэтому вам стоит развивать гибкость в поведении, умение менять свои планы при необходимости, не требовать от себя и окружающих безупречности.

От 37 до 48 баллов
Вы показали повышенный интерес к знаковым системам – это условные знаки, цифры, коды, естественные и искусственные языки. Вы могли бы найти себя в профессиях, связанных с созданием и оформлением текстов (на родном или иностранном языке), делопроизводством, анализом текстов и их преобразованием, перекодированием (корректор, секретарь-референт, технический редактор, таможенный декларатор, архивариус, нотариус); числами, количественными соотношениями (экономист, программист, бухгалтер, статистик, демограф, математик), системами условных знаков, схематическими отображениями объектов (чертежник, картограф). Помните, что работа со знаковыми системами требует от человека способности к абстрактному мышлению, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости. Кроме того, при наличии других, более выраженных интересов, работа со знаковыми системами может быть лишь частью другой, основной профессии (например, активное использование иностранных языков, ведение документации, расчеты – в работе менеджера, юриста, финансиста, журналиста).

От 25 до 36 баллов
Вы показали некоторый интерес к знаковым системам. Этот интерес объединяет профессии, связанные с текстами (упорядочение, ведение записей, поиск, анализ и переработка информации, накопление и хранение разного рода сведений) или цифрами, формулами, таблицами, чертежами, схемами (кодирование, схематизация, расчеты). Вы способны аккуратно и точно выполнять работу, при необходимости – дисциплинированы, оперативны. Но при этом сохраняете гибкость и мобильность. Главное – это ваше терпимое отношение к кажущейся многим скучной и монотонной работе с бумагами, цифрами, текстами, документами. Но этот интерес не настолько велик, чтобы однозначно запирать себя в мир знаков. Подумайте, может быть, знаковые системы «суховаты» для вас? При выборе профессии рекомендуем вам ориентироваться на другие, более ярко выраженные у вас интересы.

От 13 до 24 баллов
Вам не особо интересно то, что предполагает работу с документами, знаками, цифрами, текстами, бумагами. Скорее всего, вы относитесь к людям более-менее творческим, не любящим работу по алгоритму, монотонную, связанную с «сидением на одном месте», канцелярскую работу, расчеты. Желательно не выбирать должностей, где с Вас будут требовать жесткого соблюдения сроков сдачи работ, где необходимо четкое выполнение инструкций, где предполагается работа с архивами, базами данных, множеством информации в виде схем, чертежей, каталогов. Те сферы, где требуется точность, оперативность, аккуратность, дисциплинированность, ответственность (инженер, юрист, экономист, программист), скорее всего, покажутся вам сухими, скучными и потребуют большого напряжения. Ваша склонность к импровизации, нестандартности, нерегламентированности может быть уместна для представителей творческих профессий, деятелей сферы искусств, а также при работе в условиях неопределенности, частых командировок и т.д. (продюсирование, реклама, дизайн, психология, журналистика и т.д.).

От 0 до 12 баллов
Вам совершенно неинтересно все, что предполагает работу с документами, знаками, цифрами, текстами, бумагами. Вы больше цените в жизни сюрпризы и импровизацию. Скорее всего, вы относитесь к людям творческим, ненавидящим работу по алгоритму, монотонную, связанную с «сидением на одном месте». Вам вряд ли подойдут те должности, где с вас будут требовать жесткого соблюдения сроков, где необходимо четкое выполнение инструкций, где предполагается работа с архивами, базами данных. Ваша склонность к импровизации, нестандартности, нерегламентированности может быть уместна для представителей творческих профессий, а также при работе в условиях неопределенности, частых командировок и т.д. (продюсирование, реклама, дизайн, психология, журналистика и т.д.). Однако вы не всегда можете заставить себя делать то, что «надо», вместо того, что «хочется». Это может создать сложности при трудоустройстве, ведь практически любая работа предполагает правила и обязательства. Рекомендуем вам развивать в себе волевые качества, умение планировать, дисциплинированность.

7 шагов к взвешенному решению

1.СОСТАВИТЬ СПИСОК ПОДХОДЯЩИХ ПРОФЕССИЙ.

 Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.

 2.СОСТАВИТЬ ПЕРЕЧЕНЬ ТРЕБОВАНИЙ К ВЫБИРАЕМОЙ ПРОФЕССИИ.

Составьте список своих требований: выбираемая профессия и будущий род занятий; выбираемая профессия и жизненные ценности; выбираемая профессия и жизненные цели; выбираемая профессия и мои сегодняшние горячие проблемы; выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности; желательный уровень профессиональной подготовки; выбираемая профессия и мои склонности и способности; желательные содержание, характер и условия работы.

3. ОПРЕДЕЛИТЬ ЗНАЧИМОСТЬ КАЖДОГО ТРЕБОВАНИЯ. Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

4.ОЦЕНИТЬ СВОЕ СООТВЕТСТВИЕ ТРЕБОВАНИЯМ КАЖДОЙ ИЗ ПОДХОДЯЩИХ ПРОФЕССИЙ.

Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

5. ПОДСЧИТАТЬ И ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ. Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.

 6. ПРОВЕРИТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ.

Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.

7. ОПРЕДЕЛИТЬ ОСНОВНЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ ШАГИ К УСПЕХУ. Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда. Человек должен выбирать профессию с учетом своего образа «Я», который включает в себя:

-собственно образ человека, способ мыслей о самом себе и оценки себя;

-интеллекта: структуры общих способностей и способностей к обучению и научению;

-специальных способностей: уровня развития общих и специальных способностей и их структуры. Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые “профессионально важные качества” — например, корректору важно внимание, художнику — образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, есть ли у тебя СПОСОБНОСТИ, соответствующие профессионально важным качествам. В ситуации сомнения выбирай ту профессию, где твои способности будут максимально реализованы, в этой деятельности ты добьешься наибольшего успеха.

-интересов: тенденций поведения, проявляющихся в желании, поиске и выполнении человеком определенных видов деятельности. Профессия должна быть ИНТЕРЕСНА. Если тебе нравятся животные, растения, то тебе будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если ты любишь технику — интерес к ней будет поддерживать тебя в деятельности инженера- конструктора или физика-теоретика.

-ценностей личности: того, чего люди ожидают и что ищут для себя в трудовой деятельности. Ценности подразделяются на внутренние (содержательные) — то, что содержит в себе сам процесс труда и его непосредственный продукт как таковой, и внешние (сопутствующие) по отношению к процессу труда, такие как оплата, престиж, социально-психологические условия;

-отношения к труду, работе и профессии. Отношение к труду является производным от системы ценностей. Оно формируется в процессе становления карьеры, определяет эффективность и производительность деятельности;

-потребностей, которые определяют мотивы выбора профессии и успешность в этой профессии. Потребности могут удовлетворяться различными путями, поэтому они менее значимы при выборе, чем способности и интересы. Они определяют способ деятельности, а не ее содержание;

-черт личности — наиболее общих моделей поведения, оказывающих влияние на форму трудового поведения человека. Тип реализуемой профессиональной деятельности должен совпадать с твоим ЛИЧНОСТНЫМ, характерологическим типом. Скажем, если ты общителен — тебе больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а если эмоционально неустойчив — не сможешь выполнять рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени. * профессиональной зрелости. На разных этапах своего развития человек выбирает профессию различным образом. Человек, впервые выбирающий профессию, имеет значительно более широкое поле выбора, чем уже получивший профессиональное образование. Люди, имеющие семью и не имеющие, также обладают разным по объему полем выбора. Различно оно и у представителей разных социальных слоев. Уровень профессиональной зрелости определяется тем, насколько человек, выбирающий профессию, учитывает конкретные особенности своей ситуации выбора.

        Выбор профессии – одно из важнейших решений, которые чело    век принимает в жизни, поскольку каждый хочет, чтобы работа соответствовала его интересам и возможностям, приносила радость, и достойно оплачивалась.

1. Профессия выбирается по принципу «любимого предмета в школе».

Вроде бы, что может быть логичнее: все хорошо с математикой – иди на экономический, нравится биология – в медики, удается учить иностранный язык – быть тебе филологом. Однако на деле все не так просто. Даже если тебе очень нравится какой то школьный предмет, далеко не факт, что тебе понравится связанная с ним работа. Возьмем, к примеру, такой предмет, как литература. Одно дело увлеченно обсуждать на уроках поведение литературных героев и совсем другое зарабатывать на жизнь, читая каждый день сотни страниц текста с целью найти в них орфографические ошибки (работа корректора).

А еще бывает так, что стирается граница между интересом к собственно предмету и интересом к человеку, который этот предмет преподает. Попался учитель, увлеченный своим предметом и умеющий увлечь других – и предмет интересен, поменялся учитель – вот и предмет разонравился.

2. Выбор профессии по внешнему представлению, без учета того, чем предстоит заниматься большую часть времени.

Вот насмотрелся школьник фильмов, где показывают громкие судебные разбирательства, и решает стать адвокатом. При этом наивно предполагает, что работа адвоката или юриста заключается в чтении пламенных речей перед аудиторией, больших гонорарах и громкой славе. Однако он совсем упускает из виду, что 90% работы юриста это кропотливая работа с документами, чтение огромного количества законов и лишь 10% — публичные процессы.

Выбирая профессию, нельзя обращать внимание только на ее внешнюю привлекательную сторону, стоит как можно больше узнать о ежедневном содержании труда.

 

3. Выбор профессии исключительно по признаку «модно» или «престижно».

На профессии, как и на многие другие жизненные явления существует мода. Мода означает временное преобладание каких либо вкусов, мнений, точек зрения. Однако далеко не всегда то, что модно и престижно оказывается наилучшим или подходящим для тебя лично. Далеко не каждый может работать финансовым брокером или, скажем, менеджером по связям с общественностью, особенно если к такой работе у него нет склонностей и способностей. К тому же надо учитывать, что мода на профессии, во-первых не соответствует их реальной востребованности (количеству реальных вакансий на рынке труда). И самое главное: мода профессии меняется довольно быстро и, скорее всего, к тому моменту, когда ты закончишь образование и станешь работать, модными и востребованными станут совсем не те профессии, что сейчас.

И еще, — неплохо бы понимать, что не существует однозначно «денежных» (высокооплачиваемых) и «безденежных» (низкооплачиваемых) профессий. Ведь можно быть посредственным скромно-оплачиваемым юристом, не любить свою работу и всю жизнь трудиться на вторых ролях а можно стать талантливым учителем и работать в частной элитной школе с очень достойными условиями труда. Одним словом, умение зарабатывать деньги зависит не от профессии, а от личностных качеств человека: честолюбие, целеустремленность, умение налаживать контакты.

4. Игнорирование своих индивидуальных особенностей.

При выборе профессии очень важно учитывать свои индивидуальные психологические особенности. Тебе нравится общаться с большим количеством разных людей или ты или тебе комфортнее наедине с самим собой? Ты умеешь договариваться с другими людьми? Насколько ты эмоциональный, ранимый человек?

К примеру, не слишком усидчивая, невнимательная, но при этом очень коммуникабельная девушка выбирает профессию бухгалтера. Как Вы думаете, какого ей будет за монотонной работой, требующей высокой концентрации, аккуратности и с весьма ограниченными возможностями для общения?

Или же обратная ситуация. Молодой человек, любящий ручной труд, прекрасно рисующий, с богатой творческой фантазией, но не слишком общительный «по совету друзей» идет на «престижную специальность» — менеджер-предприниматель. И так и не находит себя в этой профессии. А ведь с его индивидуальными особенностями из него мог бы получиться неплохой дизайнер.

Это то, что касается психологических аспектов личности. Не менее важно учитывать и медицинские противопоказания для некоторых профессий. Повышенные требования к здоровью в целом или к отдельным его аспектам предъявляют очень многие специальности, а совершенно здоровых людей, к сожалению, не так уж и много. Особенно стоит обратить внимание на такие параметры как зрение, слух, дыхательная система и опорно-двигательный аппарат. И даже если для поступления в выбранный ВУЗ не требуется проходить специальную медкомиссию, будет не лишним проконсультироваться с врачом, если имеются хоть малейшие сомнения по поводу того, насколько интересующая тебя профессия совместима с твоим здоровьем.

5. Выбор профессии «за компанию» или ориентация на мнение случайных людей.

К сожалению, подобная ситуация является весьма распространенной. Многие молодые люди руководствуются следующим принципом: «Мой друг собрался учиться на инженера, ну и я вместе с ним». Иногда этот выбор может оказаться удачным – ведь дружат, как правило, люди с более или менее похожими склонностями и интересами. Однако чаще все-таки получается иначе: выбранная таким образом профессия подходит инициатору (ведь для него это сознательный выбор), а вот его компаньонам не очень.

Кстати обычно выбор профессии «за компанию» или «по совету доброжелателей» связан с тем, что молодой человек или девушка недостаточно уверен в себе, не хочет делать собственный выбор, так как не готов взять на себя ответственность за такой серьезный шаг. Обычно неопределенность жизненной перспективы вызывает тревогу, а принимать решение все равно приходится, И в такой ситуации хочется быть рядом с тем, кто уверен в себе и в правильности намеченного.

Однако помни, что если профессия нравится твоему другу – из этого еще не следует, что она понравится и тебе.

 

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю. Пользуйся информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется), реальных возможностей, взвесив все «за и «против».

С этой целью:

Изучи глубже самого себя

  • Разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.
  • Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.
  • Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям; прочти побольше книг, статей, журналов.

Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий

  • Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и – действуй!
  • Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.
  • Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.
  • Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.

Личный профессиональный план учащегося

  1. Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).
  2. Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).
  3. Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы).
  4. Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).
  5. Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).
  6. Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.

Характеристика профессионального плана:

  • определенность, ясность плана (если человек указывает на единственную профессию и соответствующий тип учебного заведения);
  • полнота плана (когда учтены все необходимые факторы выбора профессии: направленность интересов, склонностей, способностей, состояние здоровья, уровень образования и т.д.);
  • устойчивость плана (во времени, как уверенность в правильности выбора и помехоустойчивость в стремлении к его осуществлению);
  • реалистичность плана (как опора на реальные социальные и психологические возможности реализации выбора);
  • логическая обоснованность и внутренняя согласованность (как соотнесение склонностей и способностей человека с требованиями профессии);
  • моральная оправданность плана (если мотивы профессии относятся к содержанию деятельности);
  • согласованность плана с потребностями рынка труда.

Этапы формирования профессионального плана

Составляя личный профессиональный план, необходимо:

  • определить, какой вид деятельности вам интересен; проанализировать в какой степени выражены склонности к работе в сферах «человек–природа», «человек–техника», «человек–человек», «человек–знаковая система», «человек–художественный образ»; составить формулу интересующей профессии;
  • выяснить, работники каких профессий требуются на рынке труда, в городе, районе, где вы живете;
  • сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать;
  • ознакомиться с интересующими профессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой; посоветоваться с родителями;
  •  соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии;
  • узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста;
  • ознакомиться с возможными путями освоения профессии; побывать в учебных заведениях на «Днях открытых дверей»;
  • проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения общеобразовательной и профессиональной подготовки.

Принципы, которыми должен руководствоваться человек, выбирающий профессию

 

Принцип сознательности. Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:

что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);

что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);

что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);

что от него потребует работа и трудовой коллектив.

Принцип соответствия. Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.

Принцип активности. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей», самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.

Принцип развития. Отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это – психические процессы (мышление, память, внимание) и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.

Ошибки и затруднения при выборе профессии

1. Незнание правил выбора профессии:

-  выбор профессии за компанию;

-  перенос отношения к человеку на саму профессию;

-  отождествление учебного предмета с профессией;

-  ориентация сразу на профессии высокой квалификации;

-  неумение определить путь получения профессии.

2. Незнание самого себя:

-  незнание или недооценка своих физических особенностей;

-  незнание или недооценка своих психологических особенностей;

-  неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.

3. Незнание мира профессий:

-        увлечение только внешней стороной профессии;

-        предубеждение в отношении престижности профессии;

-        незнание требований профессии к человеку;

-        устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.

-         

Что нужно знать при выборе учебного заведения

Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.

            Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:

  • Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?
  • По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?
  • Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?
  • Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?
  • Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?
  • Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?
  • Какова продолжительность обучения?
  • Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?
  • Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?
  • Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?
  • Адрес учебного заведения и его полное название?

Условия оптимального выбора профессии

 

Разделы сайта