Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Музей истории

ВСТУПЛЕНИЕ

Над Хатынью – колокольный звон,

Словно стон и крик в дыму чадящем;

Все, кто здесь пройдёт, отдаст поклон

Чёрным трубам из земли торчащим.

                 …….

Сколько жизней унесла война?!

Кровью, потом почва пропиталась.

И звонят, звонят колокола!

Нет войны! А боль в сердцах осталась.

 За свою многовековую историю Беларусь неоднократно становилась ареной жесточайших войн. Каждая из них оставляла после себя смерть и разорение. Самой кровопролитной стала Великая Отечественная война. Белорусская земля приняла в себя миллионы людей, погибших не только на поле брани, но и методично, хладнокровно умерщвленных в ходе осуществления гитлеровцами оккупационного режима. Одной из форм геноцида стало уничтожение деревень, часто вместе с населением.

В 1940 г. был разработан генеральный план «Ост», связанный с одной из главных целей германского руководства, – захват необходимого для процветания третьего рейха «жизненного пространства», его колонизация, освобождение «жизненного пространства» от «излишнего» коренного населения. Отсюда и вытекала стратегическая концепция ведения войны на Востоке –  войны на уничтожение. 30 марта 1941г. на совещании высшего командного состава вермахта Гитлер подчеркнул, что в войне против Советского Союза борьба будет вестись «на уничтожение», что «война будет сильно отличаться от войны на Западе. На Востоке жестокость является благом для будущего...».

«Двенадцать заповедей поведения немцев на востоке и их обращение с русскими» от 1 июня 1941 г. возводили зверства по отношению к мирному населению в ранг государственной политики.

Практическому осуществлению преступлений способствовала идеологическая обработка солдат вермахта, проводимая в ходе подготовки агрессии против СССР. В изданной для личного состава вермахта «Памятке немецкого солдата» говорилось: «У тебя нет сердца, нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сочувствие – убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик, –убивай, этим ты спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься навеки...».

Расстрелы и массовые экзекуции приобрели огромные размеры. Это должно было навести страх, подавить малейшие попытки сопротивления населения оккупационному режиму. Уничтожение белорусского населения с применением жестоких форм проводилось часто под предлогом борьбы с партизанами. При этом партизанское движение рассматривалось как удобная причина для осуществления преступных планов «обезлюдения» захваченных территорий. «Партизанская война, – подчеркивал Гитлер на совещании 16 июля 1941 г., – дает нам возможность уничтожать все, что восстает против нас». Борьба с партизанами велась, как правило, самыми жестокими методами. Санкцию на их применение давали приказы высшего руководства. А так как военные операции против партизанских отрядов часто не давали необходимых результатов, то за «успехи» выдавались сожженные мирные деревни и убитые жители.

В июле 1941 г. полицейский полк «Центр» организовал карательную акцию в Беловежской пуще и прилегающих к ней районах, в ходе которой сожжено 34 населенных пункта. Во время проведения операции «Припятские болота» в июле-августе 1941 г. сожжены деревни: ХотыничиГанцевичского района (уничтожены 73 человека); Запесочье (300 человек), Погост (69 человек), Рыдча (26 человек), Сторожовцы (30 человек), Черничи (40 человек) Туровского района; Великая Гать (123 человека), Святая Воля (436 человек) Косовского района; Осташковичи (120 человек), Славень (72 человека) Паричского района; Борки, Выброды, Глушец, Залесье, Клетное, Радецк (13 человек), Чадель (38 человек), ХидрыПружанского района. 
Всего по данным на 13 августа 1941 г. уничтожено 13788 человек. В сентябре-октябре 1941 г. на территории Минской, Могилевской, Витебской и Брестской областей проведено 10 операций, в результате которых, как видно из отчетных документов карателей, уничтожено 7162 человека. 
Широкий размах карательные операции приобрели в 1942 г. Против партизан и населения Беларуси было проведено 65 различных операций, в которых принимали участие военные силы от батальона до нескольких полков и дивизий.

Карательные операции проводили войска СС и команды СД, поли-цейские, жандармские и другие спецподразделения захватчиков, охранные и фронтовые части вермахта. Особой жестокостью отличался батальон СС, возглавляемый бывшим уголовником эсэсовцем Дирлевангером. На территории Беларуси он действовал с лета 1942 г. и участвовал в карательных операциях «Майский жук», «Нордзее», «Карлсбад», «Фрида», «Хорнунг», «Якоб», «Волшебная флейта», «Котбус», «Гюнтер», «Герман» и др. Кроме перечисленных крупных операций особый батальон «Дирлевангер» проводил локальные акции в Плещеницком, Логойском и Бегомльском районах. 22 марта 1943 г. им и 118-м полицейским батальоном была сожжена деревня Хатынь и ее жители. Дирлевангер и его подчиненные уничтожили в Беларуси более 200 деревень, расстреляли свыше 120 000 человек. 
С осенне-зимнего периода 1943/44 гг., когда началось освобождение Беларуси, проведение тактики «выжженной земли» приняло наиболее широкие масштабы, возросла роль вермахта в ее осуществлении. Создавались специальные команды поджигателей, в задачу которых входило при отходе проводить полное опустошение оставляемой территории. Сотни белорусских деревень были ограблены, разрушены и сожжены. Население уничтожалось или утонялось в Германию. В результате целые районы Беларуси превращены в зоны пустынь.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Жизнь мирного населения на  территории деревни Коровчино во время оккупационного режима;

 

Немногие представители моего поколения знают о том, что деревня Коровчино Дрибинского района Могилевской области – сестра Хатыни.

Деревня Коровчино была оккупирована немецко-фашистскими захватчиками с июля 1941 года.

У многих жителей нашей деревни сохранились воспоминания о том жутком, нелегком времени.

Когда в деревню пришли немцы, то сразу учредили свою комендатуру, расквартировали по домам своих солдат. Всех коммунистов расстреляли. Закрыли магазин, школу. Колхозную землю разделили на полоски, с них люди и кормились. Жить в оккупации было очень страшно. Многих молодых парней и девушек увезли на работу в Германию. Тех, кто прятался, выслеживали и выдавали полицаи.

Суховарова М. В.  рассказывала: «Когда в деревню пришли немцы, то стали все забирать. Ходили по хатам и забирали себе продукты, скот, одежду. У кого ничего не было, брали даже чашки, миски, ложки. Многие успели убить свою скотину и кое-что припрятать, а я не успела: у меня забрали две свиньи и всех курей, картошку и другие припасы. Немцы гоняли людей рыть окопы, на работу в лес для заготовки лесоматериалов, которые отправляли на фронт или в Германию».

Магерова Ульяна Филлиповна, 1912 года рождения, вспоминала: «Впервые немцев увидела в деревне, когда пришла с работы. У нас в хате они все перерыли, а мы только стояли и смотрели на них, ничего сделать не могли. Немцы жили в нашей хате, а мы – в чужом доме. Иногда в уцелевшей хате жило по 10 семей, многие жили в сараях, в банях».

Крупенкова Мария Никитична, 1926 г. р., жительница деревни Коровчино.

Перед войной в Коровчино действовало два колхоза. В одной части деревни находился колхоз «Октябрь», в другой – «XVI партсъезд». Несколько дворов в д. Хасевка составляли самостоятельный колхоз «Колос», в Полуях–«Чырвоны брыгадзір», в Слободке – «Звезда».

Самым мощным считался колхоз «XVI партсъезд». Его основным составом были 12 еврейских семей. Этот колхоз в деревне ещё называли интернациональным. Председателем был  Клебанов Лев Григорьевич.

В 1941 году я закончила 7 классов. 22 июня рано утром с подружками и двумя взрослыми женщинами пошли в Могилёв. Мы хотели продать яйца и курей, чтобы на полученные деньги купить хлеб и сдать в покраску сукно. Когда вернулись домой, узнали, что началась война.

В первые дни нас отправляли рыть окопы в Шклов, но там уже бомбили самолёты. Мужчин призывали в армию.

Еврейские семьи пытались уехать на восток, но везде уже шли бои и они вынуждены были вернуться.

Впервые мы увидела немцев, когда пасли коров. Они приехали на мотоциклах и стали их доить.

Всех жителей немцы гоняли копать окопы. Не обращая внимания на то, молодой ты или старый, отмеряли по десять метров в день – и копай! Бывало, что и ночью приходили, поднимали с постели и уводили на работу.

Однажды, когда копали картошку, немцы и полицаи велели евреям встать отдельно. Их выстроили в ряд и погнали в Черневку, где в глубоком рву расстреляли. Ещё долго оттуда доносились стоны, некоторым раненым удавалось выбраться. Два мальчика убежали в лес, но к утру вернулись, их схватили полицаи и тоже погнали в Черневку.

Председатель нашего кохоза Клебанов перед приходом немцев с председателем сельского Совета пошли на Мстиславль, к нашим войскам. Пробиться не смогли, и Клебанов вернулся. Он неделю прятался у Сапранкова Василия Кирилловича. Это было очень опасно, потому что с июля 1941 года деревня была полностью оккупирована немцами. Потом Клебанов исчез, и о его дальнейшей судьбе никто ничего не слышал…

 

Чусикова Нина Кузьминична, 1932 года рождения, жительница д. Коровчино.

До войны мы жили на территории колхоза «XVI партсъезд», называемой в народе Комунной.  Здесь после революции была создана первая комунна, основу которой составляли приезжие евреи. Жили дружно, даже не предполагая, что людей можно делить по национальному признаку.Навсегда в памяти Нины Кузьминичны врезались те страшные события. Однажды вместе со старшими ребятишками она пасла коров. Вставали очень рано, и, проголодавшись, ее как самую младшую, отправили домой за едой. На обратном пути ее встретили немцы. Увидев девочку, шедшую по полю в направлении леса, они погнались следом, нагнали ее, выхватили мешочек с продуктами. Онемев от страха, Нина Кузьминична могла разобрать лишь фразу: «Партизанен!» Немцы решили, что продукты были предназначены для партизан. Они уже достали из кобуры пистолеты, но спасло случайное чудо. В это время мимо проезжала другая группа немцев вместе с переводчицей. Она попросила остановиться и выяснила, куда шла девочка. Действительно, неподалеку виднелось стадо коров, и ее отпустили.

Местные жители часто вспоминали о том, что встречались немцы, которым совсем не нужна была эта война. Были случаи, когда  они делились хлебом или другими продуктами, иногда спасая детей от голодной смерти.

Но больше всего жители деревни боялись карателей, которые, проходя по оккупированным деревням, не щадили на своем пути никого, жестоко издевались над людьми.  Долгие десятилетия с содроганием вспоминали о земляках-евреях, расстрелянных в Черневке.

Когда началось наступление советских войск и освобождение Дрибинского района, фашисты собирали население (женщин, детей), строили в колоны и гнали перед собой, прикрываясь, как щитом, от артобстрелов и бомбежек. Люди, узнав об этом, прятались. Братья Тяпиковы нашли убежище в канаве за деревней. Малолетний сын Филиппа – Иван нес им поесть, но нарвался на немцев. Они безжалостно расстреляли и мальчика, и мужчин. Мать несколько дней не могла даже подойти к трупам родных. Ночью, тайком, их тела похоронили чужие люди.

Сожжение и уничтожение деревни

Перед отступлением фашисты особенно зверствовали. Однажды они совершили свое последнее злодеяние: сожжение и уничтожение деревни. Началась облава, всех жителей выгоняли из домов и строили в колонны, которые сопровождали вооруженные охранники с собаками. Люди выскакивали из хат, кто в чем был, без вещей, одежды. Они стояли и смотрели, как немцы ходили с факелами и жгли их дома. Если дом «не хотел загораться», его обливали горючей смесью. В течение нескольких часов была сожжена половина деревни: вся территория, на которой располагался колхоз «XVI партсъезд», называемая в народе Комунной и Бобовка. Другая часть деревни, ее окраина, кладбище были заминированы. Возможно, деревня была бы сожжена вся, но вероятно, пришел приказ отступать, и командир распорядился прекратить карательную операцию. Всех жителей построили в колонны и погнали в беженцы. Несколько дней над деревней стоял черный смог и запах гари, дымилась земля.

 Прокопова Мария Николаевна 1938 года рождения, помнит только фрагменты тех событий. Она была в легком летнем платьице. Мать успела захватить с собой одеяльце и коляску для маленького Ильи. Их долго гнали в колонне. Взрослые по очереди несли маленьких детей, везли на колясках. Наконец, они, измученные, пришли в деревню Сапроньки Шкловского района. Их определили на постой в чужие хаты. Мать сделала им торбочку, и дети пошли по деревне просить милостыню. Жители делились последними крохами. Вскоре немцы отступили, и они вернулись домой на пепелище.

 

Карманова Клавдия Никитична была замужем за евреем Лейзаровичем Аркадием. Он очень любил свою жену, всегда любовался ею, особенно, когда она танцевала. Сам танцевать не умел, поэтому просил других, чтобы выбирали именно его жену. Перед войной они построили новую избу.  В семье росло трое детей: Борис, Владимир и Мария. Дети походили на русских. Чтобы не подвергать семью опасности, Аркадий покончил жизнь самоубийством. Детей немцы не тронули. Возможно, им повезло, что полицаи их не выдали.

Старший, Карманов Борис Аркадьевич, в настоящее время живет в д. Малая Боровка Могилевского района и с ужасом вспоминает  те дни, когда каждую минуту приходилось вздрагивать от страха, что за тобой пришли…

Карманов Борис Аркадьевич, 1921 года рождения, уроженец деревни Коровчино вспоминал, что они спокойно сидели дома, как вдруг услышали треск, крики и запах дыма. Когда выскочили наружу, увидели, что немцы поджигали их дом, вокруг тоже пылали хаты соседей. У них была новая, крепкая изба-пятистенка, и она никак не желала разгораться. Тогда немцы облили ее бензином. Мать с троими маленькими детьми приютил одинокий старик по прозвищу Дедуля (Борис Аркадьевич не помнит его настоящего имени).

В памяти Бориса Аркадьевича всплывает мокрый снег, слякоть, холод, когда их колонной погнали в беженцы через Черневку, Углы, Доманы. В деревне Фащевка Шкловского района они остановились на постой. Оттуда им удалось сбежать. Мать подарила хозяйке дома новый отрез ткани за то, что она спрятала их. Немцы погнали дальше колонну беженцев, а семья Бориса Аркадьевича подалась в деревню Городище к родственникам. В деревне Чемоданы они зашли в крайнюю избу попить воды. Хозяйка закричала, что в деревне эсесовцы, и они побежали в кусты, но тут же нарвались на немецкий патруль. Немец вел пленного итальянца. Он потребовал документы. Мать от испуга никак не могла найти «аусвайс», и отдала свой потрепанный полушубок. Их отпустилиВ конце войны Карманова Клавдия Никитична встретилась со своей сестрой Евдокией и ее маленькой дочерью Евгенией. Сестры вернулись в Коровчино на пепелище своего дома и построили новую маленькую избушку, в которой дружно жили все впятером

 

Табакерова Зинаида Антоновна, 1938 года рождения, несмотря на свой юный возраст, ясно сохранила в памяти воспоминания тех дней. Она хорошо помнит, как жгли их хату, несколько раз поджигали баню. В беженцы они почему-то не попали. В первое время несколько семей ютилось в уцелевшем колхозном гумне. В нем была маленькая пристройка, где хранилась колхозная упряжь. Там стояла печка-буржуйка, на которой хозяйки по очереди варили пищу для своих семей. Потом вместе с матерью отремонтировали свой поврежденный погреб и устроили что-то вроде землянки. Там они жили несколько лет, пока не отстроили дом. В таких нечеловеческих условиях Зинаида Антоновна заболела. Лечить колено не было возможности, и нога стала немного короче другой. Так Зинаида Антоновна и осталась калекой на всю жизнь. Она ясно помнит, как после форсирования реки Прони отец на несколько минут забежал домой, чтобы увидеться. Он дал ей маленькую высушенную рыбку. Это была их последняя встреча. Он погиб 24.01.1945 года в Латвии.

С помощью Зинаиды Антоновны удалось восстановить план той части сожженной деревни, на которой она жила.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Таким образом жизнь в оккупации продолжалась четыре года. 3 октября 1943 года  в результате наступательной акции на Могилевском направлении был освобожден Дрибин. Коровчино же, находясь всего в 19 километрах от Дрибина, было освобождено 24 июня 1944 года. Девять месяцев на Проне стоял фронт и наши войска удерживали натиск врага!

23 июня 1944 года войска 2-го Белорусского фронта начали наступление. В первый день тяжелых боев соединение 49 армии, под командованием генерал-лейтенанта Ивана Тихоновича Гришина, прорвали девятимесячную оборону на правом берегу Прони и начали освобождение Западной части Дрибинского района. 24 июня  в результате тяжелых боев были освобождены  деревни Коровчинского Сельского Совета.

В книге «Память» приводятся данные о потерях в годы Великой Отечественной войны.

За годы оккупации (1941-1944 гг.) гитлеровцы провели в Беларуси более 140 крупных карательных операций.

Чудовищные злодеяния совершали фашисты в Беларуси на протяжении трех лет оккупации. За период с 1941 по 1944 гг. ими сожжены 9200 сел и деревень, 5295 из них фашисты уничтожили вместе со всем или частью населения. В Витебской области 243 деревни сжигались дважды, 83 - трижды, 22 - четыре раза и более. В Минской области дважды сжигались 92 деревни, трижды - 40, четырежды - 9, пять и более раз - 6 деревень. 186 белорусских деревень не возродились.

Из 5295 деревень - 3% уничтожено в 1941 г., 16% - в 1942 г., 63% -в 1943 г., 18%-в 1944 г.

Итогом нацистской политики геноцида и «выжженной земли» в Беларуси стали 2 230 000 человек уничтоженных за три года оккупации. Согласно уточненным данным погиб каждый третий житель Беларуси.

В настоящее время ничто не напоминает о тех кровавых событиях. Эта часть деревни медленно угасает. Некоторые очевидцы ушли в мир иной, многих жизнь разбросала по разным концам государства, некоторые перебрались в более комфортабельные дома в новой части деревни.

Так выглядит сейчас улица Колхозная.

  

А это улица Заречная

На месте этого дома находилась немецкая комендатура

  

Мы не должны стать Иванами, не помнящими родства. У людей, не знающих прошлого , нет будущего.

Мы должны помнить о страшных годах тяжёлых испытаний перед памятью миллионов погибших в годы Великой Отечественной войны. Истерзанные судьбы, несостоявшиеся жизни обязывают нас сегодня делать жизнь чище, гуманнее, справедливее.

  1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ МУЗЕЯ.

Историко-этнографический музей «Бабінахата» был  открыт в 1994 году. Открытие музея стало результатом  длительной работы учащихся и учителей школы по сбору, обработке и оформлению этнографического и краеведческого материала. Руководила работой учитель истории Павлюк Валентина Михайловна, ныне пенсионер. в 2014 учебном году под руководством Суворовой Т.А. был произведен косметический ремонт.

        2.ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОМЕЩЕНИЯ.

Музей находится в здании школы, в отдельном помещении, общей площадью   36  кв. м., имеет 2 зала. Расположен на 2 этаже. Каждый зал  имеет по два  окна, выходящие на северную сторону. Окна технически укреплены, завешены с помощью жалюзи. В помещении функционирует сигнализация.

3. ЭКСПОЗИЦИОННАЯ РАБОТА.

Экспозиция «Бабіна хата»

В первой— этнографической— 3 раздела:  “Гаспадарчы вугал  “Бабін кут”— здесь находится русская печь, кувшины, миски, ступа, самовар, утюги, маслобойки и другая утварь хозяйки. Рядом с печкой — полати и люлька для ребенка.

“Покуць—“чырвоны кут”, где размещены предметы народного мастерства: рушники, скатерти, покрывала, поделки из соломки и резьбе по дереву.

Фотоматериалы

342

Видеоролик "Уголок боевой славы" в рамках конкурса "Их подвиг мы в сердце храним".

Автор: Мартыненко Карина

Разделы сайта