Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Полезные советы

  

Официальные сайты о профессиях, путях трудоустройства и выбора образовательной траектории

Почему дипломированный юрист хочет стать механизатором

Востребованные профессии в Беларуси – в будущем

Востребованные профессии: список самых высокооплачиваемых

Государственная служба занятости Республики Беларусь

Законодательство Республики Беларусь в области трудоустройства молодежи

Истории успеха

Истории успеха «неудачников»

Каталог специальностей

Консультации online

Как не ошибиться выбирая профессию?

Советы психолога-профконсультанта.

Матрица выбора профессии!

Мифы о репетиторах

Мобильный репетитор

На рынке труда в Могилеве наиболее востребованы рабочие

Новые специальности высших учебных заведений Республики Беларусь (дневная форма обучения)

Общереспубликанский банк вакансий

Ошибки в выборе профессии

Основные термины и определения

О региональном центре тестирования

Полезные ссылки

Профессии, которые выбирают дети

Порядок приема в ВУЗы Республики Беларусь

Психологические тесты

 Понятие о профессии, специальности, квалификации, квалификационном разряде.

Профессионально-квалификационные требования к подготовке квалифицированных рабочих

Профориентационные тесты для правильного выбора специальности

Памятка выбирающему профессию

Ресурсы сети Интернет для педагогов и учащихся

Способности и профессиональная пригодность

Справочный ресурс для поступающих

Справочное издание для абитуриентов и родителей

Тесты по профориеннтации

Тесты по профориентации онлайн

Управление карьерой

Правильный выбор профессии позволит вам полностью реализовать свой потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от нищеты и неуверенности в завтрашнем дне. Как и любое дело, выбор профессии начинается с постановки цели. Цели должны быть:

  • конкретными (хочу получить Нобелевскую премию в области литературы, купить домик в деревне на берегу Оки, стать самым крутым бизнесменом в нашем подъезде, хочу получить хорошее образование, пробежать марафонскую дистанцию за три часа и т.д.);
  • реалистичными, то есть соотнесенными с собственными возможностями – физическими, интеллектуальными, финансовыми, возрастными и т.д. (если нет литературных способностей, то Нобелевская премия в области литературы – цель нереалистичная, если никогда не бегал, то лучше не выходить на марафонскую дистанцию);
  • ограниченными во времени («цель – это мечта, которая должна осуществится точно к назначенному сроку»).

Французский писатель и философ Ларошфуко писал: «Умный человек определяет место для каждого из своих желаний и затем исполняет их по порядку. Наша жадность часто нарушает этот порядок и заставляет преследовать одновременно такое множество целей, что в погоне за пустяками мы упускаем главное».

Цели должны быть обеспечены внутренними ресурсами – личностными особенностями, склонностями, способностями, профессионально важными качествами, а не внешними – деньги, связи, случай. При планировании профессиональной карьеры необходимо выделить следующие моменты:

  1. главная цель (кем хочу стать, чего хочу достичь, каким хочу быть);
  2. цепочка ближних и дальних конкретных целей (занятия в кружках, секциях, знакомство с будущей профессией, возможным местом учебы или работы);
  3. пути и средства достижения целей (знания и умения, связи и деньги);
  4. внешние условия достижения целей (выбор места учебы или работы, возможные препятствия и пути их преодоления);
  5. внутренние условия достижения целей (способности, сила воли, здоровье);
  6. запасные варианты и пути их достижения (это как запасной парашют).

Если ваша цель – выбор профессии в соответствии с вашими возможностями и потребностями, задайте себе следующие вопросы:

  • на какой уровень образования (высшее, среднее специальное, курсы или что-то еще) я могу рассчитывать, учитывая свою школьную успеваемость и интеллектуальные возможности, умения;
  • каким должно быть содержание профессии, чтобы мне было интересно работать;
  • какое материальное вознаграждение я хочу получить за свой труд – реальный минимум заработной платы;
  • какой образ жизни я хочу вести: напряженный, когда приходится уделять работе не только рабочее, но и личное время – или свободный, позволяющий много времени отдавать семье, друзьям и любимому делу;
  • хочу я работать рядом с домом, или мне это безразлично.

Выбор можно считать правильным, если соблюдаются следующие условия.

Во-первых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств – интеллектуальных, физических, личностных.

Во-вторых, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда.

В-третьих, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость. 

Представим эти условия в виде трех окружностей – «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО», и посмотрим, что означает несовпадение или частичное совпадение этих окружностей.

1 вариант. Требования рынка труда, возможности и желания самого человека и требования рынка труда даже не пересекаются. Результат описан в известной басне И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука». Можно только пожалеть человека, который хочет делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. Кстати, таких чудаков немало – больше половины всех выпускников. Только они об этом пока не знают.

 

2 вариант. Требования рынка, профессиональной успешности. По мере освоения профессии может расти возможности и желания человека пересекаются, хотя не совпадают. Этот случай не так безнадежен, как первый, потому что можно найти компромисс между тремя условиями интерес к ней. Чем выше профессионализм, тем больше шансов на рынке труда.

 3 вариант. Счастливое совпадение требований рынка, возможностей и желаний человека. К сожалению, самый редкий вариант, дающий возможность получать достойное вознаграждение за работу, приносящую удовольствие.

  

«То, что я делаю, я не назвал бы работой. Это высокое наслаждение, удовольствие, огромная радость, ни с чем не сравнимая», — писал о своей работе лауреат Нобелевской премии по физике академик Лев Ландау.

 

«ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО» - это слагаемые успеха.

Разделы сайта