Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Централизованное тестирование

Рекомендации по подготовке к централизованному тестированию 

по географии

  • Работа учителя с тестами. Лучше всего в первую очередь самому выполнить тестовые задания в установленный временной период, прочувствовать это испытание на себе. После этого вы увидите все недостатки и преимущества тестовых технологий.
  • Работа по подготовке к централизованному тестированию должна быть направлена на овладение основными умениями и навыками в объеме, установленном программой по географии за курс средней общеобразовательной школы каждым учащимся, так как тест составляется в соответствии с программой, утвержденной министерством образования Республики Беларусь.
  • Работа учителя и учащихся при повторении должна проходить в режиме использования тестовых технологий, т. е. мини-тестов по каждой теме или разделу.
  • При повторении нужно добиваться от учеников осмысления каждого задания, требовать от них ссылок на соответствующие понятия (термины) или законы.
  • Чтобы учащиеся успешно сдали экзамены в форме централизованного тестирования, учителю необходимо объяснить основные требования к выполнению теста и правила работы.

Рекомендации по подготовке к централизованному тестированию
по русскому языку

Централизованное тестирование – форма измерения образовательных достижений с использованием единых педагогических требований. Его результаты важны не только для выпускников, но и их родителей и педагогов.

Тест-экзамен ставит перед собой цель проверить владение учащимися 

нормами русского литературного языка: теоретическими и практическими навыками по фонетике, морфемике и словообразованию, орфографии, морфологии, синтаксису и пунктуации, культуре речи. К нему нужна особая подготовка. Необходимо видеть и знать структуру теста, уметь применить определенное правило.

Для централизованного тестирования используются материалы, содержание которых соответствуют требованиям программ, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь.

Работа по подготовке к централизованному тестированию – длительный и многогранный процесс. Ее основная цель – выявление пробелов в знаниях учащихся. Чем раньше они выявлены, чем объективнее их оценка, тем скорее можно приступить к их целенаправленному устранению. Правильная, рассчитанная до мелочей многомесячная подготовка учащихся, тренировка в выполнении тестов, позволяет прийти к более высокому результату.

Приступая к работе, учителю прежде всего необходимо выработать индивидуальный подход к каждому учащемуся. Большую роль здесь играет методическая и психолого-педагогическая компетентность преподавателя. Он должен помочь выпускникам не только в повторении курса, но и дать представление о том, какие темы являются наиболее трудными, какие вопросы вызывают наибольшее количество ошибок, на что нужно обратить внимание, чтобы избежать подобных ошибок в дальнейшем.

Учителю прежде всего необходимо:

  1. Иметь индивидуальные карты коррекции пробелов в знаниях учащихся.
  2. Согласно индивидуальным картам:
    • определить слабые и сильные стороны полученного образования;
    • выработать оптимальные формы и методы работы как индивидуальной, так и групповой;
    • подобрать тематический комплекс учебно-тренировочных упражнений, которые должны способствовать выработке определенных умений, обеспечивающих твердое усвоение правил.
  3. Разработать в помощь ученикам алгоритмы рассуждений, опорные схемы, конспекты и т.д. для наиболее сложных в понимании тем, применении правил.
  4. После комплекса упражнений разработать тематический тест для проверки усвоения пройденного материала.
  5. Помочь выпускникам в подборе литературы и практических заданий для самостоятельной отработки материала.

Рэкамендацыі па падрыхтоўцы да тэсціравання па беларускай мове

Пры рэалізацыі асабістай сістэмы навучання настаўніку варта кардынальна змяніць не толькі тактыку, але і стратэгію узаемадзеяння з вучнем: успрымаць яго як паўнапраўны суб'ект навучання, выхоўваць самастойнасць пры вызначэнні мэт дзейнасці, развіваць пазнавальныя і камунікатыўныя навыкі. Вялікую ролю тут адыгрывае псіхолага-педагагічная кампетэнтнасць настаўніка: валоданне методыкай навучання і фармавання матывацыі вучняў, аналітычнымі здольнасцямі і навыкамі педагагічнага прагнозу, рэфлексіяй сваёй дзейнасці і рэфлексійным кіраваннем дзейнасцю вучняў.

Тэсціраванне мае на мэце праверку ступені валодання выпускнікамі ўсімі літаратурнымі нормамі беларускай мовы - арфаэпічнымі, лексічнымі, акцэнталагічнымі, граматычнымі стылістьганымі, арфаграфічнымі і пунктуацыйнымі.

У тэставай рабоце правяраецца практычная пісьменнасць, культура мовы і моўная кампетэнцыя навучэнцаў, веданне граматыкі, стылістыкі беларускай мовы. Праверка ўзроўню валодання вучнямі тэарэтычнымі ведамі і набытымі практычнымі ўменнямі пры вывучэнні беларускай мовы носіць аб'ёмны і ўсебаковы характар.

Пры арганізацыі падрыхтоўкі да тэсціравання настаўніку неабходна перш за ўсё вывучыць асаблівасці работы з тэстам, пажадана самому выканаць тэставыя заданні, пры гэтым зафіксаваць час на іх выкананне. Наступным этапам работы настаўніка павінен стаць аналіз саміх заданняў тэсту: ступень цяжкасці кожнага задання, яго суаднесенасць з пэўным раздзелам граматыкі, характар уменняў, неабходных для выканання таго ці іншага задання.

Вельмі важна навучыць дзяцей правільна размяркоўваць час пры выкананні тэставых заданняў, умець пераключаць увагу з адной тэмы на другую, параіць выконваць тыя заданні, якія пададуцца ім болып лёгкімі, бо кожнае правільна выкананае заданне дабаўляе балы.

Экзамен у любой форме - сітуацыя экстрэмальная, таму выпускнікам важна псіхалагічна падрыхтавацца да гэтага: настроіць сябе на пазітыўныя адносіны да будучых іспытаў, навучыцца канцэнтраваць увагу, кантраляваць свае эмоцыі.

Паспяховасць выканання тэставых заданняў забяспечваецца правільным падыходам да выкарыстання сваіх ведаў, уменняў, навыкаў, а таксама псіхалагічных рэсурсаў.

Этапы падрыхтоўкі да тэсціравання як асноўнай формы кантролю

вучэбных дасягненняў вучняў

Іэтап

  1. Вызначэнне парадку работы настаўніка па прадмеце.
  2. Падбор неабходных падручнікаў, дапаможнікаў з грыфам Міністэрства адукацыі.
  3. Планаванне урокаў з унясеннем неабходных змен у размеркаванне колькасці гадзін.
  4. Арганізацыя набыцця неабходных табліц і схем, дапаможнікаў па мове для падрыхтоўкі да тэсціравання і пісьмовага экзамену.

II         этап

  1. На пачатку вывучэння новай тэмы праводзіцца дыягнастычны тэст, які дае магчымасць высветліць якасць атрыманых раней ведаў (ступень засваення).
  2. Вучням прапануецца сістэма трэніровачных практьпсаванняў (тэстаў), накіраваных на аднаўленне і паглыбленне раней вывучанага.
  3. Праводзіцца(яцца) карэкцыйныя тэсты (работы).
  4. Перад тэматычным тэстам аналізуюцца заданні: ступень цяжкасці кожнага задання, яго суаднесенасць з пэўным раздзелам граматыкі, характар уменняў, неабходных для выканання таго ці іншага задання.
  5. Пасля правядзення вышэй адзначанай работы вучням прапануецца тэматычны тэст.
  6. Да правядзення кантрольных, прамежкавых, выніковых, рэпетыцыйных тэстаў вучні 10-11 кл. знаёмяцца з індывідуальнай картай і парадкам карыстання ёю, ведаюць умовы работы над тэстам.

III        этап

  1. Рэфлексія

Рекомендации по подготовке к централизованному тестированию по истории и обществоведению

         Для повышения уровня общеобразовательной подготовки выпускников по предметам историко-обществоведческого цикла необходимо уделять особое внимание:

  • определению исторических понятий по перечисленным типичным чертам, локализации исторических фактов во времени и пространстве;
  • повторению и обобщению наиболее значительных и тяжелых для учащихся элементов содержания предмета (причины, особенности, значение, итоги социально-экономических и политических реформ, их влияние на развитие общества; сущность и противоречивость исторических явлений и процессов);
  • формированию умений использовать полученные знания в новой ситуации;
  • правильному использованию исторической терминологии и ключевых понятий, персоналий всех тем и разделов курса.

Целенаправленный процесс подготовки учащихся к централизованному тестированию, как основной форме контроля учебных достижений учащихся должен быть представлен в системе:

  • определение порядка работы учителя в рамках урочной и внеурочной деятельности. Выработка приемлемых форм и методов (как индивидуальных, тук и групповых);
  • подбор необходимых учебников, пособий, учебно-методических материалов для работы с учащимися;
  • планирование уроков с внесением необходимых изменений в распределении количества часов, факультативных и стимулирующих занятий;
  • проведение профориентационной работы среди старшеклассников с использованием данных программы «Профпрогноз» и материалов центров занятости. Диагностику целесообразно проводить в три этапа (начальная, промежуточная, итоговая). Систему подготовку корректировать с учетом изменения профориентационных намерений выпускников;
  • формирование банка данных о профессиональных намерениях выпускников;
  • информирование родителей по вопросам подготовки к централизованному тестированию (проведение диагностического, репетиционного тестирования и др.), уровня знаний учащихся 11-х классов по истории и обществоведению, профессиональной ориентации учащихся, вариантам поступления и трудоустройства выпускников;
  • оформление индивидуальных, технологических карт учащихся;
  • проведение тестирования в общеобразовательных учреждениях по предметам– диагностическое, коррекционное, итоговое. Организация обязательного участия выпускников в трех этапах репетиционного тестирования;
  • диагностика, детальный анализ результатов проведенных тестов каждого учащегося;
  • заполнение индивидуальных, технологических карт по этапам тестирования;
  • коррекция деятельности учителя истории по устранению пробелов в ранее изученных темах и определение перспектив в работе.

При подготовке к тестированию учителю необходимо четко планировать свою деятельность с последующей диагностикой результатов и коррекцией знаний каждого учащегося, что способствует повышению качества знаний и улучшению результатов централизованного тестирования.

Спецификации ЦТ — главный ориентир при подготовке к тестированию. В этом документе прописаны темы, которые нужно изучить, количество и уровень заданий, а также время их выполнения. Рассказываем подробно, где найти актуальные спецификации ЦТ 2022.

 Русскийя язык -https://adukar.com/images/photo/1rus.pdf

Белорусский язык - https://adukar.com/images/photo/02bel.pdf

Физика - https://adukar.com/images/photo/03fiz.pdf

Математика - https://adukar.com/images/photo/04mat.pdf

Химия - https://adukar.com/images/photo/05him.pdf

Биология - https://adukar.com/images/photo/06bio.pdf

Английский язык -https://adukar.com/images/photo/07ang.pdf

История Беларуси - https://adukar.com/images/photo/11his.pdf

Обществоведение - https://adukar.com/images/photo/12ob.pdf

География - https://adukar.com/images/photo/13geo.pdf

Всемирная история - https://adukar.com/images/photo/14vsem.pdf

Утверждаю

                                                                       Директор школы

                                                                       И.В.Пачко

План  работы

по подготовке  учащихся

государственного учреждения образования

«Коровчинская средняя школа» к ЦТ-2022

Цель: подготовка учащихся 11 класса к успешной сдаче централизованного тестирования, осознанного выбора профессии.

№ п/п

Содержание

Срок исполнения

Ответственные

Организационные мероприятия

 1

Определение задач, основных направлений деятельности педагогического коллектива на основе проведённого анализа поступления выпускников, результатов централизованного тестирования 2020 года

Сентябрь

Каралёва Е.В., заместитель директора по УВР

 2

Формирование банка данных об учителях, работающих в 11 классе, с целью организации с ними индивидуальной работы по проблемам подготовки учащихся к ЦТ

Сентябрь

Каралёва Е.В., заместитель директора по УВР

 3

Обновление информации на стенде «Централизованное тестирование»

В течение года

Каралёва Е.В., заместитель директора по УВР

 4

Методические совещания с учителями, преподающими в 11 классах 

 Ноябрь

Каралёва Е.В., заместитель директора по УВР

 5

Индивидуальный контроль за деятельностью педагогов на уроках, факультативных занятиях,стимулирующих занятиях по подготовке выпускников к ЦТ

В течение года

Каралёва Е.В., заместитель директора по УВР

Профориентационная  работа

 1

Формирование банка данных о профессиональных намерениях выпускников

Октябрь

Гукова А.В., педагог социальный

 2

Проведение профориентационной работы среди учащихся 11 класса, информирование об условиях поступления в учебные заведения по избранной специальности; организация встреч с преподавателями, студентами ВУЗ, ССУЗ, ПТУЗ (ориентация на рабочие специальности); участие в Днях открытых дверей

В течение года

 Каралёва Е.В., заместитель директора по УВР

 3

Организация профориентационных экскурсий в учебные заведения района, области

В течение года

 Каралёва Е.В., заместитель директора по УВР

Работа с родителями

 1

Организация  индивидуальных встреч с родителями выпускников с использованием фактических материалов по уровню учебной подготовки их детей.

1 раз в четверть

Ефимова К.А., классный руководитель

 2

Проведение родительских собраний по вопросам уровня знаний учащихся 11 класса по учебным предметам, результатам РТ, профессиональной ориентации учащихся, вариантам поступления и трудоустройства выпускников.

В течение года

Ефимова К.А., классный руководитель

 3

Индивидуальные консультации для родителей по вопросам подготовки учащихся к РТ и ЦТ

В течение года

Ефимова К.А., классный руководитель

Каралёва Е.В., заместитель директора по УВР

Работа с учащимися

 1

Обеспечение участия в трёх этапах репетиционного тестирования всех выпускников, планирующих поступление. Проведение коррекционной работы с учащимися по итогам трёх этапов репетиционного тестирования

В течение года

Ефимова К.А., классный руководитель

Учителя- предметники

11 класса

 2

Организация работы факультативных занятий, стимулирующих и поддерживающих занятий

Август

Каралёва Е.В., заместитель директора по УВР

 3

Контроль выполнения учебных программ по предметам

в 11 классе

Декабрь, апрель

Каралёва Е.В., заместитель директора по УВР

 4

Контроль качества преподавания в 11-м классе предметов, выбранных учащимися для сдачи ЦТ

В течение учебного года

Каралёва Е.В., заместитель директора по УВР

Подготовка и повышение квалификации педагогов

 1

Обеспечение  повышения квалификации педагогов, работающих в выпускных классах через курсы повышения квалификации, семинары, совещания.

В течение года

Каралёва Е.В., заместитель директора по УВР

 2

Рассмотрение вопросов подготовки учащихся к ЦТ на заседаниях методических объединений

В течение года

Каралёва Е.В., заместитель директора по УВР

Информационное, рекламно-пропагандистское сопровождение

 1

Организация своевременности и доступности информации в информационной среде школы, на школьном сайте  о РТ и ЦТ.

Постоянно

 Авраменко М.И.

 2

Организация информационно-разъяснительной работы с учащимися и их родителями по организации факультативных занятий, платных образовательных услуг, индивидуальных консультаций. 

Постоянно

Ефимова К.А., классный руководитель

Каралёва Е.В., заместитель директора по УВР

Заместитель директора по УВР                                  Е.В.Каралёва                    

Адреса интернет-сайтов для подготовки к ЦТ

Перечень сайтов для подготовки к централизованному тестированию 

1. http://vedy.by (Химия, физика, русский язык, математика, биология, белорусский язык)

2. http://bntu-help.net (Математика, физика, химия, география, биология)

3. http://testirovanie.org (Химия, физика, русский язык, белорусский язык, математика, география, всемирная история, биология, английский язык, немецкий язык, история Беларуси)

4. http://www.sig.by (списки рекомендуемой литературы по подготовке к ЦТ) и др.

Адреса интернет-сайтов для подготовки к ЦТ

Количество тестовых заданий по учебным предметам

и время, отведенное на их выполнение,

на централизованном тестировании

№ п/п

Учебный предмет

Количество заданий

Время

часть А

часть В

всего

1

Белорусский язык

30

10

40

120

2

Русский язык

30

10

40

120

3

Физика

18

12

30

180

4

Математика

18

12

30

180

5

Химия

38

12

50

150

6

Биология

38

12

50

120

7

Иностранные языки

48

12

60

120

8

История Беларуси

38

12

50

90

9

Всемирная история (новейшее время)

38

12

50

90

10

Обществоведение

38

12

50

90

11

География

38

12

50

90

Памятка учаснику ЦТ

  1.  Общие положения

1.1. Пропуск для участия в централизованном тестировании (далее – ЦТ) считается зарегистрированным, если на нем имеется печать учреждения, определенного пунктом проведения ЦТ, подпись уполномоченного представителя пункта регистрации и указан регистрационный номер. В случае утери пропуска выдается дубликат.

1.2. Абитуриент ИМЕЕТ ПРАВО:

зарегистрироваться для участия в ЦТ не более чем по трем учебным предметам: по белорусскому или русскому языку (по выбору) и по двум предметам в соответствии с профилем (направлением) специальности;

сдать пропуск или обменять его на пропуск по другому учебному предмету до окончания срока регистрации;

пользоваться только на  ЦТ по химии и физике  непрограммируемым калькулятором, который не является средством хранения, приема и передачи информации, имеет исключительно однострочный  цифровой дисплей (не допускающий отображения графической информации) и способен осуществлять основные арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень, вычисление квадратного корня);

делать замечания (в ходе ЦТ) по содержанию тестов.

1.3. Абитуриент, не явившийся на  ЦТ по уважительным причинам (болезнь или другие непредвиденные обстоятельства, препятствующие участию в ЦТ и подтвержденные документально), проходит его в резервный день, предварительно перерегистрировавшись в установленный период в одном из пунктов, обеспечивающих регистрацию для участия в  ЦТ в резервный день (Брестский государственный технический университет, Витебский государственный технологический университет, Гомельский государственный технический университет имени П. О. Сухого, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы,  Белорусско-Российский университет, Белорусский государственный университет).

1.4. Абитуриент прибывает в пункт тестирования не позднее чем за 30 минут до начала ЦТ, имея при себе зарегистрированный пропуск, документ, удостоверяющий личность (паспорт или вид на жительство в Республике Беларусь, удостоверение беженца, справку, выдаваемую в случае утраты (хищения) документа, удостоверяющего личность), ручку (гелевую или капиллярную) с чернилами черного цвета, калькулятор (только на  ЦТ по физике и химии).

Абитуриент, прибывший на  ЦТ после вскрытия пакета с педагогическими тестами, в аудиторию не допускается.

При получении экзаменационных материалов абитуриент обязан убедиться в соответствии номера варианта бланка ответов номеру варианта педагогического теста. Абитуриент обеспечивает сохранность экзаменационных материалов с момента получения до передачи организаторам.

1.5. Абитуриенту ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

проносить, а также использовать в аудиториях, где проводится ЦТ, любые предметы и документы, кроме документа, удостоверяющего личность, пропуска, ручки (гелевой или капиллярной) с чернилами черного цвета;

фальсифицировать данные в области регистрации бланка ответов;

меняться местами, использовать помощь других лиц при выполнении тестовых заданий.

Абитуриент, нарушающий требования, отстраняется от участия в  ЦТ по данному учебному предмету.

  1.  Правила заполнения бланка ответов

2.1. Информация, внесенная в бланк ответов, обрабатывается ЭВМ автоматически, поэтому при заполнении бланка ответов необходимо точно соблюдать установленный порядок.

2.2. Информация в бланк ответов вписывается только в специально определенные поля. Каждое поле бланка ответов заполняется, начиная с первой клеточки. Оставшиеся свободными клеточки поля заполнять не следует. Не делайте прочерков.

2.3. Цифры и буквы вписываются в поля бланка ответов  в соответствии с образцами написания символов, расположенными в верхней части бланка ответов или инструкции к тесту.

2.4. Бланк ответов заполняется только черными чернилами.

2.5. Фамилия, имя, отчество вписываются согласно документу, удостоверяющему личность, на том языке (белорусском или русском), на котором абитуриент зарегистрировался. Подпись абитуриента не должна выходить за линии ограничительной рамки.

2.6. Нельзя исправлять метку графическим способом (заштриховывать), замазывать корректирующей жидкостью.

2.7. Область ответов на задания части А состоит из горизонтального ряда номеров заданий теста. Под каждым номером задания расположен

вертикальный столбик из пяти клеточек. Для внесения ответа, который абитуриент считает правильным, под номером задания он должен поставить метку в ту клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного им ответа. При заполнении области ответов на задания части Аследует строго соблюдать инструкции, приведенные в тесте (ко всем заданиям, группе или отдельным заданиям).

Ответы на задания части В необходимо записывать справа от номера тестового задания в области ответов, предназначенной для кратких ответов на тестовые задания.

Ответ дается только в краткой форме (слово, словосочетание или целое число). Каждая цифра, буква или знак минус (если число отрицательное) записывается в отдельную клеточку.

Ответ, состоящий из двух слов, пишется слитно, без дефиса, пробела или другого разделительного знака. Если букв в таком слове окажется больше, чем клеточек в поле ответа, то вторую часть слова можно писать плотнее, с меньшим расстоянием между буквами (не соблюдая попадания в клеточки). Слово следует писать полностью.

Ответ (слово или словосочетание) дается в форме (род, число, падеж), определяемой условием тестового задания, и на языке, избранном для сдачи экзамена. Орфографические ошибки в ответе недопустимы.

Числовой ответ в виде дроби округляется до целого числа по правилам математического округления.

Запрещается записывать ответ в виде математической формулы или выражения, указывать названия единиц измерения (градусы, проценты, метры, тонны и др.), давать словесные заголовки или комментарии к числу.

Запрещается использовать экзаменационные материалы для рабочих записей.

Недопустимо использование ненормативной лексики и иное умышленное нарушение установленного порядка заполнения бланка ответов.

2.8. Отмена ошибочных меток выполняется в полях «Отмена ошибочных меток». Для отмены ошибочного и указания верного ответа необходимо отменить метку ошибочно выбранного ответа и поставить другую метку в нужной клеточке, соответствующей данному заданию. Отмена одной метки осуществляется заполнением одного поля в области «Отмена ошибочных меток». В поле «Вопрос» указывается номер задания с ошибочно выбранным ответом, затем в поле «Метка» указывается порядковый номер ошибочно поставленной метки. Если для записи номера задания нужна только одна цифра, то вторая клеточка поля «Вопрос» остается пустой. Для одного задания можно отменить несколько ошибочных меток, используя для отмены каждой метки новое поле. Отменить можно не более шести ошибочных меток во всех  заданиях части А. Поэтому ставить метку нужно только после окончательного выбора правильного ответа в задании.

Замена ошибочных кратких ответов в  заданиях части В и указание правильного ответа производится в соответствующем поле. Для замены ошибочного ответа необходимо указать номер неверно выполненного задания и записать правильный ответ. Заменить можно не более двух ошибочных ответов.

2.9. При сдаче заполненного бланка ответов и других экзаменационных материалов абитуриент предъявляет лицу, обеспечивающему проведение  ЦТ в аудитории, свой пропуск, на котором ставится отметка «Централизованное тестирование прошел(-ла)».

  1.  Результаты централизованного тестирования

3.1. Претензии к результатам  ЦТ по причине нарушения абитуриентом порядка заполнения бланка ответов не рассматриваются.

3.2. Информацию о результатах ЦТ можно получить на сайте УО «Республиканский институт контроля знаний» по адресу: www.rikc.by 

УО РИКЗ обеспечивает оперативное информирование о результатах ЦТ посредством мобильной связи с использованием SMS-запросов на номер 5050. Услуга реализована в виде интерактивного сервиса SMS-подписки и доступна для абонентов VELCOM, MTC, DIALLOG, LIFE. Данная услуга платная.

3.3 Сертификат выдается только в обмен на зарегистрированный пропуск с отметкой «Централизованное тестирование прошел(-ла)» при предъявлении документа, удостоверяющего личность, с которым абитуриент проходил  ЦТ и номер которого будет указан в сертификате.    

3.4 В случае использования ненормативной лексики и иного умышленного нарушения установленного порядка заполнения абитуриентом бланка ответов на основании решения комиссии РИКЗ данные бланки ответов не подлежат обработке. Абитуриентам, допустившим данный вид нарушения, сертификат не выдается.

Желаем успехов!

Ссылки на документы 

Регистрация для участия в ЦТ

Порядок заполнения бланка ответов

Постановление совета министров

Порядок выдачи сертификатов

Положение о порядке организации и проведения компьютерного тестирования

Разделы сайта