Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Инновационный проект "Внедрение модели организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся"

Информационная характеристика проекта

1. Название проекта:

Внедрение модели организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.

2. Разработчики проекта:

Каралёва Елена Валерьевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Государственного учреждения образования «Коровчинская средняя школа»;

Гуляева Екатерина Николаевна, педагог организатор Государственного учреждения образования «Коровчинская средняя школа»;

Фисун Надежда Степановна, учитель русского языка и литературы, руководитель школьного историко-этнографического музея «Бабiна хата» Государственного учреждения образования «Коровчинская средняя школа»;

Ефимова Кристина Андреевна, учитель истории и обществоведения Государственного учреждения образования «Коровчинская средняя школа».

3. Научное сопровождение проекта:

Минова Марина Евгеньевна, заместитель декана факультета профессионального развития специалистов образования Государственного учреждения образования «Академия последипломного образования»;

Захожая Нина Николаевна, начальник центра идеологической, воспитательной и социальной работы Государственного учреждения образования «Минский городской институт развития образования».

4. Учреждения образования, на базе которых планируется осуществление инновационной деятельности:

  1.  Государственное учреждение образования «Гимназия №11 г. Минска имени И.Д Черняховского»;
  2. Государственное учреждение образования «Гимназия №15 г. Минска»;
  3. Государственное учреждение образования «Средняя школа №10 г. Минска»;
  4. Государственное учреждение образования «Средняя школа №136 г. Минска»;
  5. Государственное учреждение образования «Средняя школа №191 г. Минска»;
  6. ГУО «Минский городской педагогический колледж»;
  7. Государственное учреждение образования «Ясли-сад-базовая школа №15 г.Полоцка»;
  8. Государственное учреждение образования «Бочейковская средняя школа Бешенковичского района»;
  9. Государственное учреждение образования «Дисненская средняя школа»;
  10. Государственное учреждение образования «Браславская средняя школа № 2»;
  11. Государственное учреждение образования «Средняя школа №2 г.Новополоцка»;
  12. Государственное учреждение образования «Средняя школа № 3 имени В.В. Щербакова г. Новополоцка»;
  13. Государственное учреждение образования «Средняя школа №16 г.Полоцка»;
  14.  Государственное учреждение образования «Средняя школа №32 г.Бреста»;
  15. Государственное учреждение образования «Средняя школа №33 г.Бреста»;
  16. Государственное учреждение образования «Урицкая средняя школа» Гомельского района, Гомельской области;
  17. Государственное учреждение образования «Кадинская средняя школа» Могилевская область, Могилевский район;
  18. Государственное учреждение образования «Средняя школа №19 г.Могилева»;
  19. Государственное учреждение образования «Средняя школа №30 г.Бобруйска», Могилевская область;
  20. Государственное учреждение образования «Добровский учебно-педагогический комплекс детский сад-средняя школа Горецкого района», Могилевская область;
  21. Государственное учреждение образования «Коровчинская средняя школа Дрибинского района», Могилевская область.

Обоснование целесообразности осуществления инновационного проекта

Целесообразность и актуальность инновационного проекта обусловлена необходимостью формирования разносторонне развитой, нравственно зрелой творческой личности, отраженной в Кодексе Республики Беларусь об образовании, Концепции и Программе непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2021–2025 гг.

Потребность общества в воспитании нравственно зрелой личности определяет необходимость создания условий для формирования духовных и нравственных ценностей детей, подростков, молодых людей в семье, учреждениях образования, общественных объединениях.

Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи предусматривает формирование нравственной культуры и приобщение обучающихся к гуманистическим ценностям. Духовно-нравственное воспитание обучающихся выступает как профессионально организованный целостный процесс, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством, культурным содержанием и методами освоения духовных и нравственных ценностей, которые определяют цели, задачи, принципы, нормы и основные направления деятельности. Духовно-нравственное воспитание обучающихся эффективно осуществляется в процессе взаимодействия учреждений образования, социальных институтов, общественных объединений. Особую значимость обретает сотрудничество с религиозными организациями, в частности, с Белорусской православной церковью в рамках Программы сотрудничества Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви (2004-2006, 2007-2010, 2011-2014, 2015-2020, 2020-2025 годы).

Выбор и актуальность темы инновационного проекта обусловлены наличием противоречий между: социальным заказом общества на воспитание нравственно зрелой личности и условиями социальной среды, которые не всегда благоприятствуют ее формированию; необходимостью формирования духовных и нравственных ценностей обучающихся в семье, учреждениях образования, общественных объединениях и недостаточным использованием их воспитательного потенциала; потребностью педагогической практики в научном осмыслении процессов духовно-нравственного воспитания в системе взаимодействия учреждений образования, социальных институтов, общественных объединений и недостаточностью научных исследований, раскрывающих его теоретические и методические основы.

Преодоление названных противоречий, актуальность и недостаточная теоретико-практическая разработанность данной проблемы определили выбор темы проекта: «Внедрение модели организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся».

В учреждении образования обучается 58 учащихся.  Среди них 10 участников волонтерской деятельности духовно-нравственной направленности.

Педагогические работники учреждения образования должны создать условия для организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.

Цель проекта: научно-методическое обеспечение и эффективная организация деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи инновационного проекта:

- проанализировать нормативные правовые документы, философскую, психолого-педагогическую литературу по вопросам деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся, эффективный опыт организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра;

-  внедрить, апробировать и усовершенствовать с учетом специфики учреждения образования модель организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся;

- разработать механизм внедрения модели организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в социальное пространство учреждения образования, региона;

- определить, апробировать и внедрить методическое обеспечение, оптимальные формы и методы деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся;

- создать благоприятные условия для деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся;

- обобщить опыт работы участников инновационной деятельности и разработать методические рекомендации и материалы по эффективному внедрению инновационной модели в образовательную практику.

Новизна инновационного проекта заключается:

- в апробации и внедрении модели организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся;

- в разработке и внедрении активных, интерактивных, коллективных творческих, проектных и игровых методов деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся;

- в разработке методических рекомендаций и материалов по внедрению модели и инновационного педагогического опыта организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся на уровне региона, республики.

Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан инновационный проект

Духовно-нравственное воспитание предусматривает формирование нравственной культуры и приобщение обучающихся к гуманистическим ценностям.

Теоретические основы, сущность, характеристики и функции ценностей и ценностных ориентаций раскрываются в работах философов и социологов Л.М. Архангельского, Н.А. Бердяева, А.С. Богомолова, М. Вебера, В. Виндельбанда, Г.П. Выжлецова, Б.С. Гершунского, Д. Дьюи, О.Г. Дробницкого, А.Г. Здравомыслова, М.С. Кагана, Н.О. Лосского, И.С. Нарского, В.В. Розанова, Т. Парсонса, Г. Риккерта, В.С. Степина, Л.Н. Столович, В.П. Тугаринова, В. Франкла,  Э. Фромма, В.А. Штофа, В.А. Ядова и др.

Нравственные ценности как фактор общественного развития рассматриваются в исследованиях А.А. Гусейнова, Е.В. Зеленковой, И.С. Кона, А.С. Лаптенка, С.Д. Лаптенка, В.Т. Мишаткиной, А.И. Титаренко, в которых представлены результаты сравнительно-исторического анализа развития морали и нравственных ценностей, а также раскрывается их сущность, функции и механизмы влияния на развитие общества и воспитание личности.

В педагогической теории неоднократно подчеркивалась значимость педагогического влияния на формирование нравственных ценностей детей, подростков, молодежи. В работах выдающихся советских педагогов Н.К. Крупской, И.П. Иванова, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого подчеркивается необходимость комплексного формирования нравственных знаний, убеждений, отношений, чувств, поступков личности в процессе взаимодействия в коллективе, общественно полезного труда.

В работах белорусских ученых К.В. Гавриловец, А.С. Зубра, В.Т. Кабуша, Ф.В. Кадола, И.И. Казимирской, Н.К. Катович, А.И. Кочетова, А.П. Сманцера, М.А. Станчиц, Ф.И. Храмцовой, В.В. Чечета обосновывается необходимость гуманизации образовательного процесса на основе ценностного подхода, способствующего формированию нравственно зрелой личности обучающегося.

Особое внимание в разработке концептуальных подходов к проблеме  духовно-нравственного воспитания уделено психологическим аспектам формирования ценностей и ценностных ориентаций личности и социальной группы, которые раскрываются в исследованиях Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Я.Л. Коломинского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, В.Н. Мясищева, Л.Г. Почебут, Л.И. Уманского, Д.И. Фельдштейна и др.

При изучении проблемы духовно-нравственного воспитания обучающихся проанализированы теоретические положения Н.А. Асташовой, М.А. Вейта, Б.С. Гершунского, И.К. Журавлева, М.Г. Казакиной, А.В. Кирьяковой, И.Я. Лернера, Т.Н. Мальковской, И.С. Марьенко, А.В. Мудрика, Н.С. Розова, В.А. Сластенина, в которых ценности рассматриваются как цели и содержание процесса воспитания, а ценностные ориентации – как результат присвоения личностью социокультурных ценностей общества.

В работах Е.В. Бондаревской, В.П. Зинченко, В.А. Караковского, Н.Д. Никандрова, Л.П. Разбегаевой, З.И. Равкина, В.А. Сластенина, Н.Е. Щурковой и др. обоснована необходимость ориентации воспитания на общечеловеческие ценности, при этом первостепенное внимание уделяется нравственным ценностям как приоритетам образования и воспитания.

Процесс научно обоснованного, целенаправленного духовно-нравственного воспитания обучающихся опирается на следующие основополагающие подходы:

– аксиологический подход, который предполагает приоритетное значение ценностей личности и коллектива в процессе образования и воспитания. Нравственные (моральные) ценности определяются как общественные идеалы, императивы, принципы, выработанные человеческой культурой, являющиеся продуктами общественного сознания. Они существуют в трех основных формах: 1) общественные идеалы, абстрактные представления об атрибутах должного (добро, истина, красота и др.); 2) социальные нормы, принципы, правила, образцы, обладающие социально-историческим значением для общества и личностным смыслом для индивида; 3) конкретные воплощения ценностей (нравственное значение личности (группы), ее мотивов, чувств, ориентаций, поступков или нравственные характеристики общественных институтов). Нравственные ценности составляют систему, которую необходимо рассматривать как целостную совокупность взаимосвязанных элементов (идеалов, принципов, норм, правил, образцов, конкретных воплощений) в единстве сущностных характеристик, содержательных аспектов и проявлений;

– личностно ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, С.И. Осипова, Г.К. Селевко, В.В. Сериков и др.), который предусматривает индивидуализацию и творческую направленность процесса духовно-нравственного воспитания обучающихся. Этот подход предполагает создание условий для самореализации личности, диагностики и развития ее индивидуальных творческих возможностей. Именно личность обучающегося является основным субъектом духовно-нравственного воспитания. Главной целью воспитания является формирование и развитие личности, умеющей жить и действовать в условиях быстро изменяющегося мира, способной самостоятельно и творчески мыслить, обладающей духовной и нравственной культурой, широкими, глубокими и постоянно обновляющимися знаниями, стремящейся к самосовершенствованию. Достижение поставленной цели становится возможной при использовании в процессе духовно-нравственного воспитания обучающихся теоретических основ и технологии личностно ориентированного подхода. Образование и воспитание понимается не просто как передача знаний, опыта, ценностей, а процесс их индивидуализации, наделения их с личностным смыслом. Личностно ориентированный подход ставит задачу помочь учащемуся осознать свою индивидуальность, разобраться в своих способностях, попытаться определить свое предназначение;

– деятельностный подход (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Д. Эльконин и др.), основным принципом которого является принцип единства сознания и деятельности, предполагающий взаимосвязь и взаимозависимость сознания и психики и различных форм предметной деятельности. Установлено, что сознание человека формируется в процессе интериоризации практических действий, связывающих человека с миром человеческих предметов. С позиции этого подхода важнейшим принципом формирования личности является идея деятельностного опосредования, суть которой заключается в производности личностных образований от реального бытия и опыта субъекта. В основу данного подхода заложены идеи Л.С. Выготского о том, что личность в активной форме должна присваивать исторический опыт человечества, важным элементом которого являются ценности. Воспитание личности происходит в процессе деятельности, обладающей нравственным смыслом, личностной и социальной значимостью, в процессе и результате которой личность приобретает нравственный опыт. В процессе деятельности обучающиеся могут реализовать свои сущностные силы, формировать и развивать духовные и нравственные качества, опираясь при этом на выработанные нравственные ценностные ориентиры;

– системный подход, с позиций которого образование и воспитание рассматриваются как системы, обладающие определенными структурами, но не сводимые к сумме конкретных элементов, в них свойства каждого элемента определяются его местом в общей структуре. В процессе духовно-нравственного воспитания формируется нравственная культура личности – интегративное личностное образование, включающее ценностные ориентации, знания, убеждения, чувства, мотивы, умения и навыки. Нравственная культура личности проходит последовательные этапы усложнения, дифференциации, трансформации своей структуры, которые приводят к повышению или понижению ее общего уровня и уровней ее структурных элементов (культуры сознания, культуры чувств, культуры поведения и др.);

- компетентностный подход нацелен на формирование личности, обладающей готовностью и способностью жить и взаимодействовать в современном быстро меняющемся мире (А.В. Хуторской, Ю.М. Жуков, И.А. Зимняя, Ю.Н. Емельянов, Е.А. Кукуев, JI.A. Петровская, П.В. Растянников, Е.В. Сидоренко, Д. Хаймс и др.). С позиции этого подхода формирование ключевых образовательных компетенций, трактуемых как совокупность умений, знаний, нормативно-ценностных установок, необходимых для эффективного решения личностных и социально значимых проблем в определенных сферах деятельности и культуры.

Реализация основных концептуальных подходов к духовно-нравственному воспитанию обучающихся предполагает соответствующую подготовленность педагогических кадров, непрерывное, с учетом социально-культурных реалий, повышение их квалификации, обмен эффективным опытом, выявление результативности инновационных форм, методов, приемов. Решению данных задач в существенной степени способствует эффективное функционирование ресурсных центров, позволяющих накапливать, обобщать и транслировать опыт педагогической деятельности, взаимодействия учреждений образования с социальными институтами, религиозными организациями, общественными объединениями в области воспитания детей и молодежи.

Содержание духовно-нравственного воспитания обучающихся может осуществляться через интеграцию воспитательного потенциала учебных предметов, изучения факультативных курсов и на занятиях объединений по интересам, а также путем включения духовно-нравственного компонента в воспитательные мероприятия. Непременным условием эффективности данной работы является высокий уровень профессиональной компетентности педагогического работника в вопросах духовно-нравственного и патриотического воспитания.

Подтверждение результатов педагогической эффективности и социально-экономической значимости, апробированных в ходе экспериментальной деятельности, фундаментальных и прикладных научных исследований

Исследование по теме инновационного проекта осуществлялось в рамках научно-исследовательской темы: «Разработать научно-методическое обеспечение деятельности ресурсных центров по духовно нравственному воспитанию обучающихся» (№ ГР 20211207, 2021 г.).

В результате экспериментальной деятельности, прикладных научных исследований разработаны структурно-функциональная модель деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся и научно-методическое обеспечение деятельности ресурсных центров по духовно-нравственному воспитанию обучающихся, включающее:

пособия «Духовность и патриотизм: Факультативные занятия «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма»: 5(6) класс» в 2-х частях и др.;

программу факультативных занятий для учащихся V, VI классов учреждений общего среднего образования «Основы духовно-нравственной культуры и патриотизма»;

методические разработки интерактивных занятий, проектов, игр, коллективных творческих дел, семинаров для учащихся, педагогов и родителей по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.

 Интернет-конкурс литературных работ «АЗБУКа пачуццяў» -  диплом I степени на районном этапе; конкурс агитбригад «Думай! Действуй! Созидай!», номинации «Волонтёрство – путь к совершенству», «Дотронься до Могилёвщины сердцем» - дипломы II степени на районном этапе; выставка –конкурс декаративно-прикладного творчества «Калядная зорка» - два диплома I степени, два диплома II степени и диплом III степени на районном этапе; конкурс фотографий-мотиваторов  «Дом наш, ласкаю сагрэты» - два диплома I степени на районном этапе; конкурс юных экскурсоводов в рамках акции «Я гэты край Радзімаю заву» - диплом III степени на республиканском уровне; республиканский конкурс «Капитал места» - диплом I степени на республиканском уровне; выставка-конкурс декаративно-прикладного творчества «Чароўныя ўзоры» - два диплома II степени на областном этапе и два диплома от Национального центра  художественного творчества детей и молодёжи; Благодарность от Главного управления по образованию Могилёвского облисполкома за активное участие в областном проекте «#Мая_Зямля_Прыдняпроўе»; конкурс «Духовные ценности региона в контексте деятельности музея», номинация «Источник духовности», название работы «История одного храма» – диплом I степени на районном уровне.

Основные направления и методы работы в рамках модели организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся:

  1. Организационно-методическая работа:

- подготовка и проведение научно-практических конференций, семинаров, конкурсов, мастер-классов, чтений, практикумов, иных мероприятий по вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся; содействия функционированию сети методических объединений педагогических работников;

- участие в разработке программ, учебно-программной документации в сфере духовно-нравственного воспитания;

- организация методических консультаций по конкурсах по направлениям духовно-нравственного воспитания.

  1. Научно-методическая работа:

- проведение научно-исследовательской работы по вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся;

- подготовка и экспертиза работ учащихся и педагогов в конкурсах по направлениям духовно-нравственного воспитания;

- участие в реализации педагогических проектов и инновационной деятельности по направлениям духовно-нравственного воспитания;

- организация научно-исследовательской, проектной, творческой, интеллектуальной деятельности учащихся конкурсах по направлениям духовно-нравственного воспитания;

  1. Информационно-методическая работа:

- формирование банка данных эффективного педагогического опыта работы в сфере духовно-нравственного воспитания;

- изучение и распространение эффективного педагогического опыта работы и достижений в сфере духовно-нравственного воспитания учащихся;

- разработка и внедрение инновационных образовательных технологий в сфере духовно-нравственного воспитания;

- формирование медиатеки в сфере духовно-нравственного воспитания;

- организация научно-исследовательской, проектной, творческой, интеллектуальной деятельности учащихся конкурсах по направлениям духовно-нравственного воспитания;

- организация и осуществление выставочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию на христианских традициях белорусского народа;

- взаимодействие с другими ресурсными центрами, в том числе сетевое, по вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся.

  СУБЪЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

https://docs.google.com/document/d/19ERt9v_Mc3qLteuGLpafh0aNUPIzT84S/edit?usp=share_link&ouid=110034117717818426031&rtpof=true&sd=true

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

по реализации инновационного проекта

«Внедрение модели организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся»

https://docs.google.com/document/d/1nqfiUrVUZ_gnyt8Wws1vjNc7NMokEXHQ/edit?usp=share_link&ouid=110034117717818426031&rtpof=true&sd=true

Календарный план по реализации инновационного проекта «Внедрение модели организационно-методического обеспечения деятельности ресурсного центра по духовно-нравственному воспитанию обучающихся» на 2023/2024 учебный год

раскрыть » / « свернуть

Разделы сайта