Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Архив новостей

03.05.2023

Треннинг по профилактике стрессовых ситуаций.

Профилактика стрессовых состояний у детей

 

Ситуации, вызывающие стресс у ребенка

Значительные перемены в жизни ребенка:

  • развод родителей;
  • расставание с дорогими людьми;
  • переезд;
  • появление нового ребёнка в семье и т.д.
  • Кризисные ситуации:
  • катастрофы, травмы;
  • смерть близкого человека
  • применение насилия;
  • гибель домашнего животного и т.д.
  • Неблагополучная обстановка в семье:
  • ссоры родителей;
  • нарушенные отношения самого ребенка с родителями или другими членами семьи и т.д.
  • Напряженные отношения с одноклассниками, конфликты с учителями

 

Признаки стрессового состояния у детей

  • Настроение ребенка часто меняется или у него преобладает устойчивое отрицательное настроение.
  • Сон ребенка становится плохим, он с трудом засыпает и очень беспокойно спит.
  • Ребенок быстро устает после нагрузки, которая совсем недавно давалась ему очень легко.
  • Ребенок становится беспричинно обидчив, может легко расплакаться по ничтожному поводу или, наоборот, становится слишком агрессивным.
  • Ребенок проявляет признаки дискомфортного психологического состояния: он рассеян, забывчив, беспокойно непоседлив, у него отсутствует уверенность в себе, своих силах.
  • У ребенка состояние психологического стресса может проявляться в ненаблюдаемом ранее кривлянии и упрямстве, боязни контактов, стремлении к одиночеству. Он перестает участвовать в играх сверстников, у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.
  • Иногда ребенок постоянно жует или сосет что-либо, чего раньше за ним не замечалось. Или у него отмечается стойкая потеря аппетита.
  • Признаками стрессового состояния у ребенка являются также не наблюдавшиеся ранее покашливания, дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с половыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи.
  • Некоторые дети в состоянии длительного стресса начинают терять вес, выглядят истощенными или, напротив, у них наблюдаются симптомы ожирения.
  • О неблагополучии психоэмоционального состояния ребенка говорят такие признаки, как нарушение функций памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало активность.

     Все вышеперечисленные признаки могут свидетельствовать о наличии у ребенка стрессового состояния лишь в том случае, если они не наблюдались ранее. Необходимо также отметить тот факт, что не все эти признаки могут быть выражены явно. Но беспокоиться взрослым нужно начинать уже тогда, когда были замечены некоторые из них.

 

Последствия стресса у детей

  • Если причиной стресса является просмотр шокирующих телепрограмм, то последствием может стать жестокость и циничность, стремление причинять боль себе и окружающим.
  • Если причиной стресса является насилие, то последствием стресса может стать замкнутость ребёнка и проблемы с психикой.
  • В особо тяжёлых случаях стресс может привести к задержке или даже остановке психического развития. Такой человек никогда не сможет избавиться от психологической травмы, никогда не повзрослеет.
  • После пережитого стресса у ребёнка могут возникнуть сердечные или инфекционные заболевания, язва желудка.
  • Стресс у детей может привести к развитию невроза.
  • Дети, пережившие стресс, склонны приобретать хронические заболевания: астму, сахарный диабет.

       К сожалению, стрессовые ситуации неизбежны в жизни ребёнка. Но можно сгладить отрицательное влияние стресса, правильно воспитав ребёнка и помогая ему справиться с жизненными трудностями.

 

Профилактика и борьба со стрессом

  • Родители должны стараться как можно дольше оберегать ребёнка от первого столкновения со стрессовой ситуацией.
  • Родителям следует постоянно демонстрировать любовь к ребёнку, поддерживать доверительные отношения с ним.
  • Не смотреть по телевизору ужасающие новости или волнующие программы вместе с ребёнком и не давать ему это делать самому.
  • Родители должны быть внимательными к собственному чаду, научиться его понимать.
  • Если ребёнок всё же увидел шокирующее событие по телевизору или на улице, родителям следует поговорить с ним об этом.
  • Необходимо морально подготовить ребёнка к возможным стрессовым ситуациям – нельзя полностью ограждать его от всякого негатива и ответственности. При этом не стоит знакомить его и с тёмной стороной жизни. Пусть он знает о возможных негативных событиях, но не в ужасающих подробностях.
  • Родителям следует помогать ребёнку в освоении любых новых видов деятельности, нельзя оставлять его один на один с трудностями.
  • Убедите своего ребёнка давать выход отрицательным эмоциям: делиться с родителями, вести дневник, рисовать и т.д.
  • Организовать ребенку правильный отдых и соблюдение режима сна
  • Обеспечить регулярную физическую активность и здоровое питание, благоприятный эмоциональный климат дома
  • Обратить внимание на свое эмоциональное состояние

 

Ошибки, которые родителям необходимо избегать

1. Использование тактики запугивания

В ходе подготовки к экзаменам родители часто используют тактику запугивания. Они любят повторять: «Будешь мало заниматься — не сдашь» или «Не будешь стараться – будут плохие результаты»,
«Ты совсем не готов», «Это так сложно», «У тебя не будет будущего», «Станешь неудачником», «Будешь мало зарабатывать». Такой метод не повысит мотивацию, а наоборот создаст эмоциональные барьеры, которые школьник не в силах самостоятельно преодолеть. Ребята начнут переживать и волноваться еще больше, им будет казаться, что объем материала очень большой, и они не успеют все выучить к экзаменам.

2. Озвученная угроза лишения родительской любви и дружбы.

Главное родительское спокойствие и ни в коем случаи никаких угроз или запугивания, поскольку – это не мотивирующая позиция, а позиция, которая выстраивает ряд барьеров, с которыми ребѐнок борется в то время, когда следует готовиться к экзамену. Нас так воспитывали, что в первую очередь мы обращаем внимание на неудачи, на ошибки ребенка. Однако при общении с ребенком необходимо сосредоточиться на позитивных сторонах. Очень важно, чтобы школьник поверил в свои силы и знал, что у него все получится. Мы должны создать ситуацию успеха для ребенка. Если мы будем постоянно указывать на то, что у него не получается и что он сделал неправильно, то у ребенка сформируются негативные установки: «У меня ничего не получится»,
«Я ничего не смогу». В результате повысится его тревожность.

3. Неправильное формулирование слов поддержки «Не бойся», «Не переживай» — надо «Держись», «Успокойся».

 

20.01.2024

20.01.2024 Районные соревнования по биатлону "Снежный снайпер"

раскрыть » / « свернуть

Разделы сайта